Анна Олеговна Иванова
Мастер-класс «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с некоторыми приёмами, обеспечивающими формирование у дошкольников элементарных математических представлений в игре
Задачи: 1. познакомить педагогов с приемами обогащения игр математическим содержанием;
2. создать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов
Публикация «Мастер-класс „Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход мастер-класс
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами некоторыми наработками, которые позволяют развивать математические способности у детей.
На изготовление таких игр тратится мало времени, но достигается большой результат. В комплексе эти игры развивают - мелкую моторику, логику, мышление, память и др.
В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом.
Сейчас я Вам продемонстрирую несколько игр. Прошу выйти ко мне 6 человек.
1. "Мозговой штурм"
ТРИЗ- теория решения изобретательных задач. Система ТРИЗ — это практическая помощь в нахождении наилучшего решения поставленной задачи.
Тренируя эту технику в одной сфере, мы можем расширить её действие и на все остальные сферы жизни.
Один из методов ТРИЗа — мозговой штурм. МШ позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное кол-во новых идей в минимальное время. Перед началом МШ четко ставится задача – вопрос. С детьми МШ может произойти незапланированно при решении какой - нибудь задачи. Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректирую высказанные идеи, анализируют их.
Вопрос: Какие, по Вашему мнению, математические представления ребенка нужно совершенствовать?
Можете предлагать любые варианты. Пожалуйста, отвечайте. Ответы каждого записать.
Я с Вами соглашусь. Это помогает.
2. Игры со счетными палочками
Метод мозгового штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счетными палочками.
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев
Задачи: закрепить знания геометрических фигур, цвета, счёт, развивать конструктивные навыки, координацию движений, развивать творческое воображение, фантазию.
Для старших детей можно придумать более сложные задания.
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3. Из 5 палочек составить квадрат и 2 треугольника.
4. Из 9 палочек - квадрат и 4 треугольника.
5. Из 10 палочек составить 2 квадрата - большой и маленький.
Что дает нам эта игра? (повторение геометрических фигур, развитие логического мышления)
3. Игра "Занимательные вопросы"
На занятиях по ФЭМП я использую задачи-шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
2. Сколько лап у двух медвежат?
3. Сколько пальцев на одной руке?
4. Какой второй день недели?
5. Что бывает раньше утро или вечер?
6. Сколько носов у 3 китов?
7. Сколько ушей у 2 мышей?
8. Сколько ушек у трех старушек?
9. В корзине 3 яблока. Как поделить их между 3 детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
10. Какая цифра спряталась в слове "СЕМЬЯ"?
11. Что бывает раньше утро или вечер?
А сейчас, я порошу Вас придумать свои вопросы.
Уважаемые коллеги, как Вы думаете, что дает эта игра? (развивает внимание, мышление, память, логику)
Она требует большой подготовки? (нет)
Чтобы ее провести мне необходимы только карточки с вопросами. Т. е. минимальные затраты.
4. "Какое число рядом"
В своей работе я использую словесные игры.
Цель: упражнение в определении предыдущего и последующего чисел.
Для игры необходим мяч. Воспитатель бросает мяч одному ребенку, называя число. Ребенок ловит мяч и называет предыдущее и последующее числа.
5.«Полминутки для шутки»
1. Сколько елочек зеленых – столько сделаем наклонов
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас
3. Сколько покажу кружков – столько выполнишь прыжков
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас
5. Сколько точек будет в круге – столько раз поднимем руки
Рефлексия
Таких игр очень много. Это всего лишь малая капля того, что мы проводим. Все эти игры простые, не затратные и на их изготовление требуется немного времени.
Какие трудности Вы испытали?
Вам было интересно играть?
Какими мыслительными операциями овладеют дети в подобных играх? (сложными мыслительными операциями и получат ЭМП знания.
На столе 3 цветочка (грустный, веселый, безразличный). Выберите, пожалуйста, соответствующий цветок, который определяет Ваше отношение к мастер-классу.
Спасибо за участие!