Милена Барболина
Мастер-класс «Формирование предпосылок связной речи у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд1)
Мастер-класс «Формирование предпосылок связной речи у детей 2-3 лет»
(слайд 2)
Развитие речи – дело сложное. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи – особенно связной речи. Обычно в детских садах обучение связной речи систематически и целенаправленно осуществляется только в старшем возрасте, возможности же младших дошкольников недооцениваются.
Публикация «Мастер-класс „Формирование предпосылок связной речи у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
Детям 2-трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ). Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Первые высказывания детей 2-трёх лет составляет из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. У детей младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизаций процесса развития речи. С этой целью в своей работе можно выделить несколько направлений:
(слайд 3)
1. Использование разнообразных форм обучения (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные, при проведении которых нужно сочетать (словарную работу, грамматический строй речи, звуковую культуру речи).
2. Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной).
3. Планирование по развитию речи мониторинга. При планировании нужно учитывать исходный уровень развития речи каждого ребёнка и коллектива в целом. А также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные).
4. Возможности семьи в решении задач речевого развития ребёнка.
Родители часто не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому нужно знакомить родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагать им систему домашних заданий. Например: По выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики.
Например – по теме недели
«Игрушки»
1. Убедитесь, названия, каких игрушек знает малыш. Расставьте перед
ним знакомые игрушки и называйте их. Похвалите ребенка, если он тоже будет называть игрушки. Предложите ему задание – пусть он покажет игрушку, которую вы назовете:
– Где мишка? Покажи. Где машинка? Покажи. И т. п.
2. Покажите ребенку рисунок и прокомментируйте его: «Девочка
бросает мяч. Мальчик везет машинку. У девочки кукла. У мальчика мишка».
После этого предложите ребенку показать на рисунке по порядку мяч, машинку, куклу, мишку. Похвалите малыша, если он не только покажет, но и назовет игрушки. Если малыш только показывает предметы на картинке, но не называет их, называйте их сами.
3 . Покажите ребенку игрушки: дудочку, паровозик, машинку, цыпленка, мишку, молоточек, корову, лошадку, куклу. Предложите ему изобразить, какие звуки производят эти игрушки. Это упражнение позволит уточнить артикуляцию гласных и наиболее легких согласных звуков, будет способствовать формированию правильного произношения.
М и ш к а. О! О! О! ; К у к л а. А! А! А! ; Л о ш а д к а. И! И! И! ; Ц ы п л е н о к. ПИ! ПИ! ; М а ш и н а. БИ! БИ! ; П а р о в о з и к. ТУ! ТУ! ; д у д о ч к а. ДУ! ДУ! ; М о л о т о ч е к. ТУК! ТУК!
Проводя организованную НОД по развитию речи, работу можно проводить в три этапа.
(слайд 4)
На первом этапе можно подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Вся НОД должна проходить в виде игр типа: «Узнай по описанию?», «Угадай, что за зверь?», «Найди игрушку», «Что за предмет?». Для НОД, нужно подбирать яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам. Затем использовать предметы (овощи, фрукты, одежду, при описании которых, следовало не только назвать видимые признаки, но и показать свои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко – круглое, красивое, вкусное).Чтобы сформировать глагольную лексику, можно использовать игры типа: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Скажи, что сначала, а что потом?» - эти игры формируют у детей представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания картинок с помощью упражнений активизирующих глагольную лексику. Таким образом первый этап определял умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.
(слайд 5)
На втором этапе нужно учить детей связывать два предложения и формировать представление у детей, о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала нужно учить описывать предмет коллективно, а затем уже прививать навыки самостоятельного описания предмета через различные игры.
В совместных рассказах нужно постепенно усложнять основную часть текста, включать элементы описания, действия героев. В сюжет включать глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так учить детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закреплять наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.
(слайд 6)
Цель третьего этапа – учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказах, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Решая задачу третьего этапа нужно учить детей при ответе на вопрос давать развёрнутые реплики. Инсценировать знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
(слайд 7)
Игры – драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по разному, нужно уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи.
(слайд 8)
В этой работе использовать описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу можно проводить, как в утренние часы, так во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей. Учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка.
(слайд 9)
Дидактические игры по развитию связной речи.
«День рождения куклы Алёнки».
Цель: Развитие у детей связной речи.
Игровой материал: образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения : предметы домашней утвари и посуды (чашка, ложка, блюдце, кастрюля, сковорода, ведро, лейка); предметы личной гигиены (зубная щётка, мыло, тазик, веник, ванночка, расчёска); предметы одежды (передник, вязаная кофта, косынка, пальто, варежки, шарф, шапочка); игрушки для куклы (коляска, мячик, погремушка, машина).
Правила игры:
1. Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было понятно слушать имениннице и гостям.
2. Выбрать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.
3. Правильно назвать подарок и объяснить кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.
(Слайд 10)
Игра "Из какой я сказки»
Педагог помещает на наборное полотно фигурки животных и объясняет детям, что один из героев сказок расскажет о себе, и предлагает отгадать, кто это и из какой он сказки.
Педагог выразительно читает: "Я серый, зубастый и страшный. Я хочу съесть козлят. " .Дети называют героя и сказку, объясняют, как они догадались, из какой сказки герой.
(слайд 11)
Спасибо за внимание