Лучший педагог года

Мастер-класс «Дворовые игры»

Наталья Хотькова
Мастер-класс «Дворовые игры»

Цель: систематизация знаний педагогов о значении дворовых игр в жизни ребенка.

Задачи:

1. Актуализировать знания о дворовых играх, правилах проведения дворовых игр, их классификации.

2. Способствовать активизации использования дворовых игр в детском коллективе.

Оборудование: мячи, проектор, экран, ноутбук.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня я хочу остановиться на дворовых играх.

Публикация «Мастер-класс „Дворовые игры“» размещена в разделах

Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших друзей со двора, без которых не могли прожить и дня. В наши дни компьютерные игры, телевизоры, телефоны заменили радость живого общения. Обидно, когда игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть.

Но как бы - то ни было, у нас, педагогов и современных родителей, есть ещё шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит. Чтобы возродить любимые игры, вернуть детей во дворы, оторвать их от компьютеров и игровых залов нужно научить их играть. Когда они подрастут, выйдут во двор, встретятся там с другими детьми обязательно восстановится та «ниточка», когда игра передается от старших ребят к младшим, от городских к деревенским, из поколения в поколение.

Дворовые игры не просто развлечение. Дворовые игры ещё и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команду и преданно играть в ней, учатся быстро соображать, прыгать и бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.

Я предлагаю вам вспомнить и назвать ваши любимые дворовые игры.

( Вот некоторые из них:«Резиночка», «Казаки – разбойники», «Классики», «Вышибалы», «Цепи кованые», «Съедобное - не съедобное», «Колечко – колечко», «Городки», «Жмурки», «Лягушки», «Краски», «Двенадцать палочек», «Чехарда», «Лапта», «Десяты» и др.)

Сегодня вам предлагаю немного подвигаться и поиграть. Надеюсь, все помнят игру нашего двора, которая называется «Пять имён». Напоминаю вам правила этой игры :

(Число игроков не ограничено. Итак, игроки по очереди берут мяч и бьют им о землю. При каждом ударе произносят одно слово. «Я знаю пять имен мальчиков: Вася — раз, Петя-два, Леша — три, Вова-четыре, Дима — пять». Закончив этот ряд слов, переходят к следующему: «Я знаю пять имен девочек (названий городов, рек, озер, марок машин, животных, птиц, цветов и т. д. Если игрок ошибается или долго думает, или «теряет» мяч, ход переходит к следующему игроку. Когда мяч возвращается к этому игроку, то он продолжает с того места, на котором допустил ошибку.)

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

В воспитании детей от 5 до 10 лет игра занимает главнейшее место. Она позволяет одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу ребенка. Игры состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование не только физических, но и личностных качеств ребенка.

Особое значение игры имеют для формирования детского коллектива. Систематически наблюдая за играми, родители, педагоги или воспитатели видят, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка. Влияя с помощью игр на детский коллектив, родители и педагоги должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок мог подчинить личные интересы интересам коллектива.

Важной особенностью практически всех игр являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка.

Не беда, если вы забыли правила почти всех игр. Будем вспоминать вместе!

Я предлагаю вспомнить правила нескольких игр:

1)«Черевички, стоп»» или «Гигантские шаги», «Лилипутики» (одна игра, но разные названия)

(Для этой игры нужно как минимум 4 игрока и собственно мяч. Один из участников берет в руки мяч и встает перед всеми остальными игроками, которые стоят строем, или по кругу вокруг него. Он кидает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Тот, чье имя назвали, ловит мяч, а остальные разбегаются в разные стороны. Поймать мяч нужно, как можно быстрее и сразу же закричать: «Черевички-стоп». Все должны остановиться.

Водящий с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет добраться и дотронуться до него мячом.

Выбрав «дорожку», водящий подсчитывает и озвучивает, сколько и какие он сделает шаги, чтобы добраться до игрока. Шаги в каждой компании могут несколько отличаться, но в целом придерживаются следующих характеристик:

гигантские — максимально широкие шаги участника

человеческие — обычные шаги

муравьиные — пятку одной ноги ставят строго перед носком другой

утиные — шаги на корточках

лягушачьи — шаг в виде прыжка

верблюжьи — сначала нужно плюнуть, а потом дойти до плевка

Водящий выбирает и говорит: «До Славы 5 гигантских шагов, 9 муравьиных и 1 лягушачий». Игрок выполняет все шаги, держа в руках мяч. Добравшись до места, он должен кинуть мяч в игрока, к которому шел. Если он его задел, тот становится водящим. Если игрок увернулся от мяча или поймал в руки — водящим остается тот же игрок. И все начинается сначала)

2 «Цепи кованые»

( Количество игроков: от 8 человек. Все играющие делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу, игроки берутся за руки. Шеренги располагаются друг напротив друга (на расстоянии примерно 10 метров). Первая команда команда громко кричит:«Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»Вторая команда, стоящая напротив спрашивает:«Кто из нас?»Игроки первой команды называют имя любого игроки из второй команды. Игрок, чье имя названо, разбегается и пытается прорвать цепь команды-противников. Здесь очень важно рассчитать «слабое звено».Если удается разорвать цепь, то игрок, сделавший это, возвращается в свою команду, и берет с собой одного человека из команды противника — того, кто оказался «слабым звеном». Так цепь первой команды становится на одного человека длиннее. Если же игроку не удалось разорвать цепь, он сам становится в команду противников. Цель игры – перетащить всех игроков из команды противника в свою цепь.)

3 «Светофор»

(Рисуется «дорога» — две черты. Определяются и боковые границы, дальше которых убегать нельзя. Все игроки встают на одной из сторон дороги, водящий спиной к ним в центре дороги. Водящий называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. У кого этот цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит, остальные должны перебежать «дорогу», не попавшись водящему. Кого водящий осалил, становится водящим.)

Знакомые многим с детства дворовые игры сейчас практически забыты, а напрасно. В совместных играх дети развивали не только двигательные моторные навыки, но и внимательность, ловкость, умение договариваться друг с другом, сотрудничать. Культура дворовых игр воспитывала в детях социальные навыки.

Слайд 1.

Большое значение дворовые игры имеют в развитии личности ребенка.

1. Игра как развлечение — одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

2. Воспроизводство игровых традиций — своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

3. Развитие двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости.

4. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

5. Помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.

Еще один важный компонент в дворовых играх – выбор ведущего, который не всегда происходил добровольно. Бывает так, что никто из детей водить не хочет.

И тут на помощь приходят считалочки! Их придумано немало и выполняют они тоже очень важные функции. Во-первых, они регулируют игру, помогая детям поддерживать правила. Ведь без общих правил никак не договориться! Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру.

Во-вторых, у считалок обычно четкий ритм, это простые стихотворения, которые тренируют память, помогают детям быстрее освоить счет и развивают чувство ритма. Например:

Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон!

Классифицировать дворовые игры можно по разным признакам. Я предлагаю следующую классификацию:

Слайд 2.

Классификация дворовых игр

Игры с мячом «Десятки с мячом», «Штандер», «Шлепанки», «Зевака», «Мяч-чижик», «Лапта», «Вышибала», «Собачка», «Свечки», «Картошка», «Я знаю пять имен», «Мяч с топотом».

Игры - ловишки «Чай – выручай», «Третий лишний», «Платочек», «Выше ноги от земли», «Корзинки», «Горелки», «Дедушка – рожок», «Маляр и краски», «Красные и белые», «Тополек», «Селезень».

Игры с прыжками «Веревочка», «Классики», «Резиночка», «Рыбалка», «Петельки», «Три – пятнадцать», «Козлик».

Игры с метанием «Заяц», «Чижик», «Лапта», «Лапти», «Вышибала», «Городки».

Игры - прятки «Жмурки в кругах», «Палочка- выручалочка», «Казаки- разбойники», «Трубочка», «Охотник».

Игры с фантами «Садовник», «Кис, брысь, мяу!», «Котик», «Черное – белое», «Море волнуется», «Фанты».

Игры малой подвижности «Колечко», «Клубочек», «Ручеек», «Тише едешь - дальше будешь», «Золотые ворота», «Цепи», «Фигура замри», «Испорченный телефон», «Чепуха», «Плетень», «Петушок», «Моргушки», «Золото».

Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее!

Публикации по теме:

«На златом крыльце сидели» — дворовые игры нашего детства«На златом крыльце сидели» — дворовые игры нашего детства Детство – самое беззаботное и безмятежное время для человека. Всё свободное время дети играют. В игре развиваются самые нужные для дальнейшей.

Беседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возрастаБеседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей. После рассказа о правилах игры можно поиграть с детьми в эту игру с мячом.

Мастер-класс «Лабиринт для игры с водой»Мастер-класс «Лабиринт для игры с водой» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году 2 недели июля мы с дочерью отдыхали у моей подруги Лены в маленьком лесном поселке Беломорского.

Мастер-класс для родителей «Игры на кухне»Мастер-класс для родителей «Игры на кухне» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию сенсорики, мелкой моторики,.

Мастер-класс «Игры-путешествия»Мастер-класс «Игры-путешествия» На просторах интернет ресурсов, предлагается самое разнообразное множество игр для детей сделанных из бросового и подручного материала,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ледослоги» для использования на зимних прогулкахМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ледослоги» для использования на зимних прогулках Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Ледослоги», в которую мы играем сейчас на улице. Данная игра была создана в рамках конкурса.

Мастер-класс по изготовлению обучающей игры «Кря-Кря»Мастер-класс по изготовлению обучающей игры «Кря-Кря» Эта игра поможет вашему ребенку научиться считать до 10. Во время нее можно объяснить ребенку значение слов "больше", "меньше", закрепить.

Мастер-класс по созданию игры «Геометрик»Мастер-класс по созданию игры «Геометрик» «Геометрик» - это возможность исследовательской деятельности ребенка, содействие его познавательному и сенсомоторному развитию, а также.

Мастер-класс «Старинная карта для квест-игры»Мастер-класс «Старинная карта для квест-игры» В настоящее время стали очень популярны квест-игры. Но, как мы знаем, в квесте немаловажное значение имеет не только содержание, но и красочная,.

Пойдем играть! Вспоминаем и играем в дворовые игрыПойдем играть! Вспоминаем и играем в дворовые игры Прекрасный мир дворовых игр знаком каждому взрослому не понаслышке. Играли все, в больших городах и селах, играли допоздна, возвращались.

Автор публикации:
Мастер-класс «Дворовые игры»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 17:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД