Ирина Петрюк
Мастер-класс «Двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно действовать в нем»
В. Шишкина
Движения играют большую роль в повседневной жизни человека и, особенно в развитии детей. Благодаря движениям ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Чем разнообразнее движения, тем больше информации ребенок получает, и тем самым интенсивнее идет его полноценное физическое и психическое развитие.
Публикация «Мастер-класс „Двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства“» размещена в разделах
Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности. Дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. Это говорит о том, что для укрепления здоровья, нормального физического и психического развития ему с самого раннего возраста жизненно необходим оптимальный двигательный режим.
Обеспечение двигательного режима в условиях детского сада происходит в процессе обучения и воспитания детей в режиме здоровье сбережения. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. На сегодняшний день все усилия педагогов направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника.
В системе средств здоровьесберегающей деятельности ДОУ ведущее место принадлежит двигательной активности детей. Физически развитому и здоровому малышу хочется двигаться все больше и больше, и я понимаю, как важно эту потребность в движении развивать, предоставляя ребенку возможность для самостоятельного выполнения все более сложных упражнений.
Работая воспитателем уже длительное время, мне приходилось наблюдать разный уровень двигательной активности детей не только на физкультурных занятиях, прогулках, но и в их самостоятельной деятельности.
На мой взгляд, этому способствует целый ряд факторов:
это замкнутое пространство групп, наполнение групп большим количеством детей, мебели и т. д. ,
это генетическая наследственность (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми,
запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь) и т. д.
Я считаю, что роль воспитателя состоит, прежде всего, в создании условий для удовлетворения естественной потребности детей в движении в любом месте, где бы они не находились. Прекрасным средством для удовлетворения этой потребности в движении ребенка выступает его самостоятельная деятельность.
Развитие двигательной активности детей во время самостоятельной деятельности будет происходить в полном объеме при наличии следующих условий :
обогащение физкультурно-игровой среды в группе;
заинтересованность всех участников образовательных отношений;
показ различных способов самостоятельных действий с физкультурно-игровым оборудованием.
Учитывая вышесказанное, я сформулировала перед собой ряд задач:
• выяснить интересы детей, их предпочтения: любимые игры, виды движений;
• дополнить разнообразными атрибутами физкультурно-игровую среду в группе, направленную на оптимизацию самостоятельной двигательной активности, а также всестороннее развитие детей.
• обогатить знания детей о подвижных играх и физических упражнениях.
• показать разнообразие движений.
• развивать умение самостоятельно действовать с различными предметами и пособиями (обручи, мячи, дуги и т. д.);
• развивать выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей;
• формировать интерес к подвижным играм и двигательной активности в целом.
В ходе наблюдений, бесед с детьми были получены следующие результаты индивидуальных предпочтений детей в выборе видов деятельности.
Для развития самостоятельной двигательной активности детей в своей работе я использовала именно то физкультурно-игровое оборудование и подобрала такие подвижные игры, которые органично вошли в самостоятельную деятельность детей.
Считаю, что развитие самостоятельной двигательной активности ребенка, а также удовлетворение его потребности в движениях должно происходить не только в детском саду, но и дома. Для этого необходимо привлекать к сотрудничеству родителей.
Очень часто, ребенок, увлекшись игрой, не спешит идти домой, так как еще не успел наиграться. В таком случае я предлагаю родителю взять игровое оборудование, с которым играл ребенок, и поиграть с ним дома. Родители с удовольствием принимают такое предложение, кроме того, поиграв с ребенком дома, они видят, какую радость приносит детям их совместное времяпровождение. Все это побуждает родителей поддерживать интерес своего ребенка в развитии самостоятельной двигательной активности, более того они с удовольствием принимают участие по изготовлению игровых атрибутов для своих детей, что нам, в свою очередь, позволяет пополнять предметно-развивающую среду группы.
Таким образом, частая смена обстановки, условий ограниченного пространства, смена игрового оборудования и его многообразное применение, способствует развитию движений, заставляет детей все время применять различные способы движений, находить оптимальные варианты в каждом конкретном случае. Чем чаще это происходит, тем больший двигательный опыт приобретают дети.
Я убеждена, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию двигательной активности ребенка.
В рамках мастер-класса я хочу поделиться с вами некоторыми играми, которые заинтересуют ваших воспитанников и позволят активизировать и разнообразить их двигательную активность в группе.
Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства
Игры с ковриками
Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона коврика должна быть сделана из нескользящего материала.
1. Игра «Классики»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд – два коврика рядом, 2-й ряд – один коврик, 3-й ряд – да коврика рядом и т. д.
Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам, как по классикам.
1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком
2. Игра «Гигантские шаги»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
3. Игра «Весёлая дорожка»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры: выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, старясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
4. Игра «Займи своё место»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.
Организация: коврики располагаются по большому кругу
Ход игры: воспитатель дает словесное указание любому ребенку, какой коврик он должен занять. После того, как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, следующему и так до тех пор, пока все коврики не будут заняты. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, по следующему сигналу дети занимают либо свой коврик, либо любой и рассказывают, на каком коврике он оказался.
ИГРЫ С ТИХИМ ТРЕНАЖЕРОМ
Оборудование: «тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ступней от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5 – 10 шт.) длиной 1 – 1,5 м для подпрыгивания.
1. Игра «Достань ягодку»
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене, выше изображения ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры: по команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
2. Игра «Пройди по стенке»
Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.
Организация: около стены расстилается мягкий коврик.
Ход игры: дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимают ноги все выше, переходя в положение «березка».
3. Игра «Допрыгни до полочки»
Цель: развитие координации, понимание пространственных отношений (вправо - влево); упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.
Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.
Ход игры: дети по очереди подпрыгивают у стены, старясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
4. Игра «Путаница»
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.
Ход игры: дети проходят по силуэтам ладошек снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево, при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.
1-й вариант: ребенок играет один и просто «ходит» руками по стенке;
2-й вариант: дети играют в паре «Кто быстрее доберется до уловной метки?». При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, не отрывая рук от стены.
3-й вариант: один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку, куда идти ( например: правая – красная, левая – зеленая и т. д.)
5. Игра «Паутинка»
Цель: развитие ловкости, гибкости, тренировка мышц спины, плечевого пояса, рук ног.
Ход игры: подлезание, перелезание между натянутых шнуров.
6. Игра «Выложи фигуру» или «Угадай, что получилось?»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, логического мышления.
7. Игра «Кто быстрее смотает верёвку».
Цель: развитие координации, быстроты реакции, крупной моторики.
8. Игра «Хождение по канату».
Цель: развитие равновесия, координации движений, воображения, тренировка мышц спины, рук, ног, формирование правильной осанки.
9. Игра с мешочками с песком.
Цель: предлагаемые мешочки с грузом можно подразделить на три типа: для метания, для выработки осанки, для предупреждения плоскостопия.
Варианты использования: бросить мешочек в мишень правой рукой, затем левой рукой; подбросить мешочек вверх правой рукой, поймать левой (затем наоборот); пройтись держа мешочек на голове по узкой доске или скамейке, руки вытянуты в стороны; руки вытянуты в стороны, и в обеих занимающийся держит по мешочку; по мешочкам полезно не только ходить, но и бегать. Можно также прыгать с мешочка на мешочек. Заниматься следует босиком или в тоненьких носках.
10. Игра «Удочка»
Цель: развитие выносливости, координации, быстроты реакции, крупной моторики.
Ход игры: перед началом игры выбирается водящий. Все дети становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та, скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
11. Игра «Урожай в кладовочку»
(забрасывание мешочка в короб).
Цель: развитие пространственного восприятия, крупной моторики, координации, глазомера, тренировка мышц плечевого пояса и рук.
12. Игра «Негритята»
(перенос мешочка с грузом на голове).
Цель: формирование правильной осанки, формирование умения ходить в разном темпе, развитие координации, чувства равновесия.