Вера Богданова
Мастер-класс для воспитателей «С мячом играй — речь развивай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
Материал: мячи разного размера, из разного материала.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мастер_класс "С мячом играй, речь развивай»
Темочки:
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для начала поиграем в игру «Нет» или «Да»
Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Развитию речи дошкольников уделяется большое внимание. Для этого я широко использую игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой деятельности детей.
Многие современные дошкольники подвижны, с неустойчивым вниманием, у них повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая моторика. «Какие же выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?». Рядом есть верные и надёжные помощники. А название им -игры с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Преимущества игр с мячом в развитии речи :
- Игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.
- При проведении таких игр развитие речевых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.
- В играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что в конечном счёте ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала.
Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.
Учеными давно установлена прямая зависимость - движения рук и развитие речи. Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.
Самая любимая детская игрушка – мяч - вызывает у дошкольников особый интерес. Практически каждый с раннего возраста знаком с мячом. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка, они являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. И чем разнообразнее эти движения, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.
У детей дошкольного возраста в процессе игры с мячом обучающий материал усваивается более легко и непринуждённо. Ребята играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они закрепляют двигательный материал, свои языковые знания и развивают речевые навыки.
Игры с мячом являются дополнительным средством, содействующим речевому и психомоторному развитию детей, обеспечивают не пассивное восприятие, а активное творческое участие ребёнка, эффективно используются для обобщения и расширения словарного запаса. Для игр можно использовать различные виды мячей, которые отличаются не только размером, но и текстурой – резиновые различного диаметра, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, набивные, шарики для настольного тенниса, фитболы, футбольные, волейбольные, теннисные, мячи, массажные, которые исполняют роль не только игрового предмета, но и стимулируют точки на ладонях, оказывая мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Сегодня мы с вами поиграем с мячом. Эти игры направлены на развитие звукопроизношения, обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, на развитие фонематического слуха, развитие связной речи.
Переходим к практической части нашего занятия. Для начала разомнем наши пальчики. Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мячики считать. Сжимают и разжимают все пальцы.
Этот мяч – он из резины. Загибают пальцы, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать. Выполняют круговые движения между ладонями.
Наши руки разминать.
А теперь поиграем в эти игры.
1. Игра «Веселый мячик». Дети встают по кругу друг за другом.
Побежал веселый мячик быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик, слово быстро скажет нам (на заданный звук)
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.
2. Игра «Скажи наоборот»
- Сейчас мы превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
3. Игра с мячом «Сочинялки». Дети встают лицом в круг.
Я словечки начинаю, ну а ты их продолжаешь.
Цель: автоматизация звука, слоговой анализ и синтез.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет начало слова, а ребенок добавляет окончание с автоматизируемым звуком. Взрослый: «ЛИ – …». Ребенок возвращает мяч и называет: «СА» и т. д. Если ребенку сложно, то можно заранее договориться, что ребенок добавляет слог, например, СА.
4.. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы.
Ход игры: дети становятся в круг, взрослый в центре круга называет слово и кидает мяч ребёнку, ребёнок называет противоположное слово, бросает мяч через кольцо, сделанного из рук соседнего ребёнка и ловит этот мяч. Затем взрослый называет следующее слово.
• Кабачок большой, а огурец – маленький;
• Картофель крупный, а редис – (мелкий);
• Перец внутри пустой, а морковь – (полная);
• Помидор мягкий, а огурец – (твёрдый) и т. д
(короткий — длинный, большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, весело — грустно, день — ночь, далеко — близко, быстро — медленно и т. д.)
5. Игра с мячом «Соедини звуки в слово»
Мяч бросай, звуки соединяй и слово получай.
Цель: развитие умения соединять звуки в слова.
Ход игры: дети стоят свободно у каждого мяч. Взрослый задаёт звуки, дети проговаривают звуки и полученное слово выкрикивают, подбрасывая мяч над собой и хлопая в ладоши (о, н,с, (р,м,и, (о, т,к (р, ы,с (у,б,з)
6. Игра с мячом «Назови, какой, какая!»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные
Ход игры: дети выстраиваются в круг, взрослый в центре. Взрослый называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно взрослому и т. д.
«Назови, какая и какой,
Мячик, ударяя ты об пол!»
• Сок из помидоров – томатный;
• Сок из огурцов – огуречный;
• Сок из моркови – морковный;
• Сок из капусты – капустный;
• Сок из свеклы – свекольный;
• Грядка с огурцами – огуречная;
• Грядка с морковью – морковная;
• Грядка с картофелем – картофельная;
• Грядка с кабачками – кабачковая;
• Грядка с тыквой – тыквенная.
Каша из пшена, какая?
Сок из вишни, какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш, какой?
Конфеты из шоколада, какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти, какая?
7. Игра с мячом «Составь цепочку»
Составляй цепочку слов, мяч передавай вперёд.
Цель: развитие фонематического восприятия, активизация словаря.
Ход игры: дети становятся в круг. Взрослый в центре, задаёт слово и кидает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слово и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лист – телефон – нога и т. д.
8. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»).
Игроки стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, отбивая мяч об пол, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….
9. «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В, и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.
Пример:
- Как тебя зовут?
- Ира (Иван).
- А фамилия?
- Иванова.
- Откуда ты приехала?
- Из Иркутска.
- Что там растет?
- Инжир.
- Какие птицы там водятся?
- Иволги.
- Какой подарок ты повезешь родным?
- Ириски и игрушки.
10. Игра «Чего нет?»
Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор — нет забора, есть окно — нет окна, есть столы — нет столов и т. д.
11. Существует много ИГР С МЯЧОМ для развития мелкой и крупной мускулатуры рук. Такие, как «Мяч о стену», «Лови – не зевай!», ««Мяч в гору, о стену, с горы», ««Кого назвали, тот и ловит», «У кого меньше мячей!»,«Отбивалки кулачком», «Правый – левый кулачок» и др. Есть разработанная программа «Школа мяча» написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л. И. Пензулаевой и Н. И. Николаевой. В Программу входят разнообразные игры с мячом.
Например, «Мяч в кругу».
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И ребятам улыбнись. (Оле, Кате)
12. Благодарным материалом для развития связной речи является тема «Животные». Это игры «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т. д.) называй», «Кто как разговаривает» (Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит, змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржет) и т. д.
«Кто может совершать эти действия?» (Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, мяукает, играет.)
«Кто как передвигается?»,
Игра «Детёныши»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка — котенок, собака — щенок, коза — козленок, корова — теленок, лошадь — жеребенок и т. д.)
13. «Сигнал». Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе текста, составлении рассказа или при чтении стихотворения.
- Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок.
Педагоги передают мяч друг другу, читая по одной фразе из любого стихотворения. («Наша Таня …»)
14. Нельзя забывать и о пользе массажных мячиков. Успех их применения состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Используются для развития звуковой культуры речи и фонематического слуха.
Педагоги берут по массажному мячу и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую:
ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;
ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;
ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу;
ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.
15. Проведем упражнение «Веселый мячик»
1. Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Игры с мячом универсальны и их разнообразие зависит только от фантазии и желания педагога работать с детьми весело и интересно. Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игры с мячом для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, удобно то, что ими можно импровизировать, варьировать, придумывая разнообразные действия. Спасибо за внимание!