Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «С мячом играй — речь развивай!»

Вера Богданова
Мастер-класс для воспитателей «С мячом играй — речь развивай!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.

2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.

Материал: мячи разного размера, из разного материала.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мастер_класс мячом играй, речь развивай»

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „С мячом играй — речь развивай!“» размещена в разделах

Для начала поиграем в игру «Нет» или «Да»

Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушали? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Развитию речи дошкольников уделяется большое внимание. Для этого я широко использую игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой деятельности детей.

Многие современные дошкольники подвижны, с неустойчивым вниманием, у них повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая моторика. «Какие же выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?». Рядом есть верные и надёжные помощники. А название им -игры с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Преимущества игр с мячом в развитии речи :

- Игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

- При проведении таких игр развитие речевых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.

- В играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что в конечном счёте ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала.

Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

Учеными давно установлена прямая зависимость - движения рук и развитие речи. Игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.

Самая любимая детская игрушка – мяч - вызывает у дошкольников особый интерес. Практически каждый с раннего возраста знаком с мячом. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка, они являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. И чем разнообразнее эти движения, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

У детей дошкольного возраста в процессе игры с мячом обучающий материал усваивается более легко и непринуждённо. Ребята играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они закрепляют двигательный материал, свои языковые знания и развивают речевые навыки.

Игры с мячом являются дополнительным средством, содействующим речевому и психомоторному развитию детей, обеспечивают не пассивное восприятие, а активное творческое участие ребёнка, эффективно используются для обобщения и расширения словарного запаса. Для игр можно использовать различные виды мячей, которые отличаются не только размером, но и текстурой – резиновые различного диаметра, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, набивные, шарики для настольного тенниса, фитболы, футбольные, волейбольные, теннисные, мячи, массажные, которые исполняют роль не только игрового предмета, но и стимулируют точки на ладонях, оказывая мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Сегодня мы с вами поиграем с мячом. Эти игры направлены на развитие звукопроизношения, обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, на развитие фонематического слуха, развитие связной речи.

Переходим к практической части нашего занятия. Для начала разомнем наши пальчики. Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мячики считать. Сжимают и разжимают все пальцы.

Этот мяч – он из резины. Загибают пальцы, начиная с большого.

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать. Выполняют круговые движения между ладонями.

Наши руки разминать.

А теперь поиграем в эти игры.

1. Игра «Веселый мячик». Дети встают по кругу друг за другом.

Побежал веселый мячик быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик, слово быстро скажет нам (на заданный звук)

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.

2. Игра «Скажи наоборот»

- Сейчас мы превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

3. Игра с мячом «Сочинялки». Дети встают лицом в круг.

Я словечки начинаю, ну а ты их продолжаешь.

Цель: автоматизация звука, слоговой анализ и синтез.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет начало слова, а ребенок добавляет окончание с автоматизируемым звуком. Взрослый: «ЛИ – …». Ребенок возвращает мяч и называет: «СА» и т. д. Если ребенку сложно, то можно заранее договориться, что ребенок добавляет слог, например, СА.

4.. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы.

Ход игры: дети становятся в круг, взрослый в центре круга называет слово и кидает мяч ребёнку, ребёнок называет противоположное слово, бросает мяч через кольцо, сделанного из рук соседнего ребёнка и ловит этот мяч. Затем взрослый называет следующее слово.

• Кабачок большой, а огурец – маленький;

• Картофель крупный, а редис – (мелкий);

• Перец внутри пустой, а морковь – (полная);

• Помидор мягкий, а огурец – (твёрдый) и т. д

(короткий — длинный, большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, весело — грустно, день — ночь, далеко — близко, быстро — медленно и т. д.)

5. Игра с мячом «Соедини звуки в слово»

Мяч бросай, звуки соединяй и слово получай.

Цель: развитие умения соединять звуки в слова.

Ход игры: дети стоят свободно у каждого мяч. Взрослый задаёт звуки, дети проговаривают звуки и полученное слово выкрикивают, подбрасывая мяч над собой и хлопая в ладоши (о, н,с, (р,м,и, (о, т,к (р, ы,с (у,б,з)

6. Игра с мячом «Назови, какой, какая!»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Ход игры: дети выстраиваются в круг, взрослый в центре. Взрослый называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно взрослому и т. д.

«Назови, какая и какой,

Мячик, ударяя ты об пол!»

• Сок из помидоров – томатный;

• Сок из огурцов – огуречный;

• Сок из моркови – морковный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из свеклы – свекольный;

• Грядка с огурцами – огуречная;

• Грядка с морковью – морковная;

• Грядка с картофелем – картофельная;

• Грядка с кабачками – кабачковая;

• Грядка с тыквой – тыквенная.

Каша из пшена, какая?

Сок из вишни, какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш, какой?

Конфеты из шоколада, какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти, какая?

7. Игра с мячом «Составь цепочку»

Составляй цепочку слов, мяч передавай вперёд.

Цель: развитие фонематического восприятия, активизация словаря.

Ход игры: дети становятся в круг. Взрослый в центре, задаёт слово и кидает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слово и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лист – телефон – нога и т. д.

8. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»).

Игроки стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, отбивая мяч об пол, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

9. «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В, и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.

Пример:

- Как тебя зовут?

- Ира (Иван).

- А фамилия?

- Иванова.

- Откуда ты приехала?

- Из Иркутска.

- Что там растет?

- Инжир.

- Какие птицы там водятся?

- Иволги.

- Какой подарок ты повезешь родным?

- Ириски и игрушки.

10. Игра «Чего нет?»

Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор — нет забора, есть окно — нет окна, есть столы — нет столов и т. д.

11. Существует много ИГР С МЯЧОМ для развития мелкой и крупной мускулатуры рук. Такие, как «Мяч о стену», «Лови – не зевай!», ««Мяч в гору, о стену, с горы», ««Кого назвали, тот и ловит», «У кого меньше мячей!»,«Отбивалки кулачком», «Правый – левый кулачок» и др. Есть разработанная программа «Школа мяча» написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л. И. Пензулаевой и Н. И. Николаевой. В Программу входят разнообразные игры с мячом.

Например, «Мяч в кругу».

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И ребятам улыбнись. (Оле, Кате)

12. Благодарным материалом для развития связной речи является тема «Животные». Это игры «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т. д.) называй», «Кто как разговаривает» (Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит, змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржет) и т. д.

«Кто может совершать эти действия?» (Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, мяукает, играет.)

«Кто как передвигается?»,

Игра «Детёныши»

Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка — котенок, собака — щенок, коза — козленок, корова — теленок, лошадь — жеребенок и т. д.)

13. «Сигнал». Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе текста, составлении рассказа или при чтении стихотворения.

- Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок.

Педагоги передают мяч друг другу, читая по одной фразе из любого стихотворения. («Наша Таня …»)

14. Нельзя забывать и о пользе массажных мячиков. Успех их применения состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Используются для развития звуковой культуры речи и фонематического слуха.

Педагоги берут по массажному мячу и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую:

ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;

ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;

ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу;

ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.

15. Проведем упражнение «Веселый мячик»

1. Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Игры с мячом универсальны и их разнообразие зависит только от фантазии и желания педагога работать с детьми весело и интересно. Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игры с мячом для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, удобно то, что ими можно импровизировать, варьировать, придумывая разнообразные действия. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Изготовление картины «Не играй у дороги»Изготовление картины «Не играй у дороги» Изготовление картины в технике пластилинография "Не играй у дороги" на конкурс «Дорога глазами детей» Знакомство детей с правилами дорожного.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом» Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь»Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь» Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.

Музыкальное развлечение  «Не играй с огнем» (старшая группа)Музыкальное развлечение  «Не играй с огнем» (старшая группа) Под "Марш юного пожарника"-дети МБДОУ детский сад "Улыбка",зашли в музыкальный зал. Мероприятие подготовили 2 старшие группы. Ведущая-Знают.

Настенный бизиборд «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возрастаНастенный бизиборд «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста Актуальность. Все мы хорошо знаем, что любопытство малышей не имеет границ! Им всё нужно попробовать открыть, расстегнуть, пощупать, открутить.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «С мячом играй — речь развивай!»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 15:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «С мячом играй — речь развивай!»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД