Алена Приходько
Мастер-класс для воспитателей «Интерактивные технологии в развитии диалогического общения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на моем мастер - классе "Интерактивные технологии в развитии диалогического общения детей дошкольного возраста". Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Интерактивные технологии в развитии диалогического общения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Начинают диалог инициативные реплики, иными словами, реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул, и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств : «вопрос ответ», «сообщение реакция на сообщение», «побуждение реакция на побуждение».
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога как речевыми, так и социальными.
Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса:
во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге,
а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
- А сейчас хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных технологий на развитие диалогического общения детей дошкольного возраста.
Интерактивная технология «Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Интерактивная технология «Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Интерактивная технология «Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –
картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
А сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю Вам на время стать детьми и поиграть.
1. Воспроизведите рассказ своими словами.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Е. Благининой. Лиса увидела тетерева — на дереве в леску сидит, — подошла к нему и говорит: — Терентьюшко-батюшко, приехала я из города; слышала указ: тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле. — Так что, я слезу. Да вон, лиса, кто-то идет, да что-то на плече-то несёт, да за собой что-то ведёт. — Хвост не крючочком ли? — Да, да, крючком! — Ах нет; мне некогда тебя ждать: у меня ножки зябнут да ребята дома ждут. Я пойду.
2. Перескажите рассказ «Кто сказал, мяу» по картинкам.
3. Озвучте отрывок из мультфильма в парах.
Таким образом, мы видим, что интерактивные технологии делают работу педагогов творческой и увлекательной, увеличивают эффективность образовательной деятельности. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.
Спасибо всем за внимание!