Светлана Олеговна Саитова
Мастер-класс для воспитателей «Формирование комплексной безопасности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель 1
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование комплексной безопасности детей“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.
Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни ребёнка? Каковы основы безопасности жизнедеятельности детей?
Важно: 1) дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения;
2) научить ребёнка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
3) помочь дошкольнику овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, и в транспорте;
4) развивать у ребёнка самостоятельность и ответственность.
Воспитатель 2
В детском саду при помощи игр, целевых прогулок, бесед, театрализованных представлений, наблюдений, чтений, просмотров презентаций и видеороликов без нравоучений и назиданий вводим ребёнка в мир, таящий в себе столько неожиданностей. Учим наших воспитанников осторожному поведению везде, где подстерегают опасности: дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными.
Для формирования основ безопасности, используем различные формы и методы (стихи, загадки, пословицы и поговорки, с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Также, создаем условия для активной поисковой и творческой деятельности детей, стимулируем у них развитие самостоятельности и ответственности. Выделяем такие правила поведения, которые должны неукоснительно выполниться ребенком, так как от этого у них зависит здоровье и безопасность.
Известно, что любую опасность легче предвидеть и избежать, поэтому ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в его окружении, в общении с другими людьми.
Важно, чтобы наши воспитанники научились применять на практике и в реальной жизни всё - чему их научили в важный период – в период дошкольного детства!
Воспитатель 1
Сегодня вашему вниманию хотим предложить игровые технологии, которые вы сможете применять по ознакомлению детей с основными азами безопасности.
Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
А сейчас я вам предлагаю побыть детьми и вместе поиграть!
Во время игры мы узнаем, кто лучше всех знает об опасностях, которые могут произойти с детьми и как их избежать. (Участвуют две команды)
1. «Разминка»
Игра «Доскажи словечко»
1. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А ….(залей его водой)
2. Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу (спички отобрать)
3. Знают малыши и взрослые
Всем знакомые полоски.
Через дорогу нас ведет
(Пешеходный переход)
4. На знаке увидел детей-
Притормози поскорей.
Означают знаки эти
Что здесь… (часто ходят дети)
5. Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая,
А для (прохожих тротуар)
6. Кто трёхглазый, одноногий
Нам мигает у дороги?
Красный глаз глядит в упор,
«Стой!» - (сигналит светофор)
7. Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг,
В часть пожарным позвонить
О пожаре… (сообщить)
8. Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что (нельзя шутить с огнём)
2. «Вопрос-ответ»
“Осторожно, огонь”
Команда № 1
1. Как называется головной убор пожарного? (Каска)
2. Как можно назвать одним словом: утюг, холодильник, телевизор, магнитофон, кофеварка.? (Электроприбор)
3. А почему электроприборы могут быть опасны? (потому что они работают от электричества, а электричество очень опасно - если забыли выключить утюг, может произойти возгорание, из-за неисправности электроприборов может дать током).
4. Что помогает подняться пожарным на верхние этажи дома? (Лестница)
5. Что еще может послужить причиной возникновения пожара? (игра со спичками, зажигалкой; бенгальские огни, петарды; возгорание электропроводки, непотушенная сигарета, осколок стекла в лесу)
Команда № 2
1. Приспособление для тушения не большого очага возгорания? (Огнетушитель)
2. По какому номеру звонить, если начался пожар? (01)
3. Что сообщить пожарным? (Что горит, адрес. ФИО., номер телефона проиграть)
4. Как вести себя, если уже начался сильный пожар (пригнувшись ползти к выходу, намочить платок и дышать через него, кричать-звать на помощь)
5. Шланг для подачи воды, называется? (Пожарный рукав)
3. Разбор ситуаций
Команда № 1
«Если чужой стучится в дверь»
Если ты дома один, чужой (незнакомец) стучится в дверь.
(Обыграть ситуацию, в которой ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. (работа в парах) Один из участников стоит за дверью, другой уговаривает его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка.
Вывод: Если вам потребуется помощь полиции, какой наберёте номер телефона? (02) (показ экстренного номера 02)
Команда № 2
Мама на кухне, она готовит обед: режет овощи для салата. Маленький ребёнок (3-4 года) крутится рядом, заглядывает на стол (интересно, что и как делает мама). Мама положила нож на край стола, ребёнок тут же его хватает. Дальнейшие действия мамы….
Команда № 1
Папа топит печку. Малыш (1,5-2 года) играет рядом. Папа открыл дверку, чтобы положить ещё дров. Малыша привлекают яркие огоньки и искорки. Он быстро подбегает к открытой печке, чтобы схватить огонёк. Действия папы…
Команда № 2
Ребёнок с мамой за руку ходит по магазину, потом он потерялся.
Ребёнок плачет, вокруг него - взрослые, они задают вопросы, а он отвечает: «НЕ ЗНАЮ».
- Что будет делать ребёнок?
- Что должна делать мама?
- Какое правило вы должны привить ребёнку? (крепко держать мамину руку)
- Какую ошибку допустили родители в воспитании у ребёнка безопасного поведения? (не выучили имя, фамилию, адрес, и т. д.)
4. Дидактическая игра Что, где, когда?"
( Игровые правила: узнать сказочный персонаж, ответить на их вопрос)
Команда № 1
1. Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.
(Змей Горыныч).
2. Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите, как быть?
(Волк).
3. По тропинке прыгал зайчик,
И поранил сильно пальчик.
Оказался перелом.
Как же быть ему потом?
(Зайчик из сказки Айболит).
Команда № 2
1. Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?
(Семеро козлят).
2. Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?
(Красная Шапочка).
3. Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину. Помогите, как перейти дорогу?
(Незнайка).
5. «Кто назовет больше сказок», где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
(«Колобок», «»Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым; «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших ; «Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности; «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим; «Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами; «Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт, «Три медведя»- заходить в чужой дом.
6 .Игра «Черный ящик» «Опасные предметы»
(Выполняют обе команды по очереди)
На предметы посмотрите, в чём их вред вы расскажите! Все предметы, которые лежат в черном ящике, нам необходимы и даже приносят пользу. Но есть ситуации, в которых эти предметы становятся опасными. Вам необходимо достать предмет, назвать его и ситуацию, в которой этот предмет полезен, но может быть опасным.
(Достают из ящика по одному предмету (таблетки, бусы, ножницы, дезодорант, чайник, стеклянная банка, миксер, спички, градусник, называют предмет, формулируют опасные ситуации с участием данного предмета.)
-Молодцы, справились с заданиями! Вам твердят не зря: играть с опасными предметами нельзя.
Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения и сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности.
Жизнь даётся человеку только один раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо её сохранить. Наша задача - подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.