Светлана Овчарова
Мастер-класс для воспитателей «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Задачи:
-Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля; с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками.
-Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование игрового набора „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
-Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
-Развивать творческую активность педагогов.
Теоретическая часть (знакомство с дарами Фрёбеля)
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля». Мало кто из педагогов задумывался, кто и для чего создал эту методику.
Это был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель (1782 – 1852) - создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Ф. Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы»). Фребёль изобрел систему раннего развития, основанную на т. н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Интересные факты о дарах и играх Фрёбеля :
- Фридрих Фрёбель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
- Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева.
- Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля)
№1 «Текстильные мячики» (Первый дар Фрёбеля).
Мячи разного цвета на ниточках.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
№ 2 «Основные тела» (Второй дар Фрёбеля).
Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.
Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.
Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.
№ 3 (Третий дар Фрёбеля) «Куб из кубиков»,
Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
№ 4 (Четвертый дар Фрёбеля) «Куб из брусков»,
Кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.
№ 5 (Пятый дар Фрёбеля)
«Кубики и призмы», «Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков, причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.
№ 6 (Шестой дар Фрёбеля) «Кубики, столбики, кирпичики».
Кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики. Общее количество фигур - 33.
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
№ 7 «Цветные фигуры»
8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
№ 8 «Палочки»
6 наборов палочек разной длины разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
№ 9 «Кольца и полукольца»
Кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
Модуль №10 «Фишки»
Фишки разного цвета.
Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль №11 «Цветные тела»
Цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№12 «Мозаика. Шнуровка»
Перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№13 «Башенки»
Кубики, треугольные призмы (1/2 куба, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.
Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№14 «Арки и цифры»
Дуги разных размеров, кубики с цифрами.
Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля» :
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности
Этапы работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» :
- визуальное обследование «дара» как целого;
- свободная игра ребенка с «даром»;
-обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;
- самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
- совместные постройки с помощью педагога;
- строительство по образцу;
- строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.
Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фрёбеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона. Ф. Фрёбель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры. Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фрёбеля должен иметь характер «благоприятного момента».
К игровому набору «Дары Фрёбеля» прилагается комплект методических пособий, состоящий из 6 частей: методические рекомендации, отражающие особенности и возможности работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» сегодня, и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек). Комплект методических пособий открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми можно использовать для :
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
С игровым пособием «Дары Фрёбеля» можно создавать композиции, придумывать сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности детей.
Практическая часть.
Для любимой детворы есть у Фрёбеля Дары.
1. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Игра «Разноцветное настроение» (Дары №11)
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.
Правило: нужно выбрать любую понравившуюся форму и нанизать её на шнурок. Сказать, почему вы её выбрали.
Например: я выбрала жёлтый шар, так как он похож на солнышко, a за окном ярко светит солнце и на душе становится спокойно и радостно.
После выполнения задания, подводится итог. Вот такое разноцветное украшение из наших настроений у нас получилось.
2. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Игра «Украсим наряд барыни» (Дары №8, №9, №10)
Цель: развитие представлений о видах народного творчества, реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора
Перед вами барыни. Но наряд их невзрачен. Я предлагаю украсить наряд наших барынь в стиле хохломы. (Для образца выдаются элементы дымки). Работать можно в парах.
Как вы думаете, что развивает такая работа с дарами Фрёбеля?
3. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие»
Игра «Дома на нашей улице» (Дары J1, 5B, 5)
Цель: развитие мышления, внимания, логики, умения взаимодействовать в группе, навыков конструирования.
Нужно построить дома, каждый последующий отличается от предыдущего всего одним признаком.
Игра «Бабочки» (Набор № 7, 8, 9, 10)
Цель: развитие представлений о разнообразии мира природы; реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.
Мы будем рисовать конструктором.
A что мы будем делать, узнаете угадав загадку.
«Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотела,
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
Сразу цветок улетел.
Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и на одном из листочков отложила яички. (Берётся горсточка точек, любого цвета и выкладывается на стол) Они были вот такие. Вскоре из них появились личинки, которые превратились в гусениц. (Вот такие, из точек делаем гусеницу). Гусеницы совсем не похожи на взрослых бабочек. Они питаются листьями растений, очень быстро растут. A к осени обматывают себя тонкой паутинкой и превращаются вот в таких неподвижных куколок. (Делаем куколку бабочки). В таком состоянии куколки зимуют. A весной, когда пригревает солнышко, кожица куколки лопается и оттуда появляется вот такая головка с усиками (строим из точек).
Но чего же хватает нашим будущим бабочкам. Конечно крыльев. И вам задание, сделать крылья бабочкам, не забывая, что крылья у бабочек красивы, a рисунок симметричен.
4. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»
Игра «Ручеёк» (наборы №1, №9)
Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими художественными образами, развитие двигательной активности, речевого творчества, координации движений, игровой деятельности.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
Дети становятся в круг и выкладывают рядом с собой большое кольцо из набора №9 (лужица). Каждому выдаётся по мячику-ручейку. У одного из детей нет (мячиков на 1 меньше, чем участников). Воспитатель читает стихотворение, первый раз сам, впоследствии дети хором читают, a дети в это время передают мячики («ручейки») из набора №1. При словах «лежал», «лежал», мячик опускается прямо в «лужу». Затем передаётся мячик дальше. На словах «И сразу утонул», ребёнок, у которого нет мяча выходит из игры.
1. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»
Игра «Пчёлы и змеи» (можно «львы и коровы» и т. д)
Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности.
Змея ПЧЕЛЕ раз прошипела:
- Один нектар с цветка мы пьём
Скажи, подружка, в чем же дело?
Иль вкусы разные есть в нем!
В тебе он превратиться в мёд
Во мне - всё в яд, аж зло берёт.
Пчела усмешки не тая:
- Я ведь ПЧЕЛА, а ты Змея-я!
Дети делятся на две команды, примерно одинаковые по количеству участников. Одна команда- «пчёлы», вторая «змеи». Каждая команда должна выбрать себе «короля». Затем оба «короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовут. В это время ведущий прячет два предмета (куб и цилиндр). Пчелиный «король» должен отыскать куб («мёд», a змеиный цилиндр («ящерицу»). Команды должны помогать своим королям, издавая определё нный звук: «пчёлы- «Ж-Ж-Ж», a змеи –«ш-Ш-Ш». Чем ближе «Король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от предмета, тем звук тише.
Заключение.
- Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
Можно в садике узнать!
- Всем спасибо за внимание!