Надежда Семенова
Мастер-класс для воспитателей «Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: транслирование опыта работы по внедрению интерактивного и полихудожественного подхода в формировании личности дошкольника.
Задачи: - познакомить с технологией полихудожественного подхода в формировании личности дошкольника;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: материалы для оформления макетов, одноразовая скатерть, вискозные отрезки ткани, ножницы, резиночки, пряжа голубого и белого цвета.
Фокус-группа: педагоги ДОУ
Ход мастер-класса :
I. Организационный
- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Семенова Надежда Андреевна - я воспитатель. Тема моего мастер-класса «Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника». И свое выступление я хочу начать с высказывания философа, писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" и русской народной мудрости, которая гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
II. Основная часть.
И действительно, ребенку-дошкольнику мало узнать что-то новое, ему необходимо потрогать, пощупать, увидеть своими глазами, зарядиться эмоциями и впечатлениями.
Педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном строится на наглядных и практических методах обучения. Данному требованию отвечает сочетание интерактивного и полихудожественного подхода. И сегодня я хочу вам рассказать и продемонстрировать как мы их используем.
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, за которыми открываются тайны видения мира. Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса.
Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.
Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого художественного материала, на создании в группе условий, которые будут способствовать полихудожественному развитию ребенка.
В своей работе с детьми я также активно использую такие интерактивные технологии :
• Проблемный метод обучения. Он позволяет решать с детьми разные познавательные задачи, формировать поисковую самостоятельную деятельность детей.
• Моделирование –создаем модели и используем их в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
• Технология развивающего обучения - я создаю условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников.
Все эти методы будут работать только при правильно организованной предметно - развивающей среде, в которой растет и развивается ребенок. Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально развивать у детей полипространственное воображение : широту, объем образных представлений, фантазию.
Побуждая детей к самостоятельной деятельности, была создана особая эстетическая среда.
Сейчас я хочу вас познакомить с многофункциональным дидактическим стеновым панно «Волшебное окно».
Панно является доступным, полифункциональным, безопасным, вариативным, содержательно-насыщенным. Это универсальное средство, предназначено как для индивидуальных, так и для групповых занятий с детьми, которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие).
Панно можно прекрасно использовать для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций и сюрпризных моментов на образовательной деятельности, а также служит прекрасным фоном для показа театрализации с использованием разных видов театров; для самостоятельной игровой деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Использование многофункционального панно решает задачи: речевого и сенсорно-моторного развития, развития восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение); формирование представлений о количестве; знакомство с цветом; расширение и обогащения словарного запаса, связной речи, внимания.
В своей работе с панно я использую разнообразные методы и приемы: затрагивающие художественное воспитание выделяют следующие :
- методы формирования эстетического сознания (побуждаю к сопереживанию, формирую эмоциональную отзывчивость на прекрасное);
- методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора);
- метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждаю детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, с использованием элементов нетрадиционных техник).
В качестве основы для создания пособия использована одна из стен группы. Оформлена стена из нестандартного материала - картонные ячейки. Данный материал очень благодатный в использовании, экологический чистый. Имеет шершавую поверхность, что способствует развитию мелкой моторики рук детей.
В комплекте к панно изготовлен дидактический материал, который систематизирован по тематическим блокам: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Перелетные, зимующие и домашние птицы», «Насекомые», «Что где растет», «Сказки».
III. Практическая часть
И сегодня я хочу предложить вам изготовить макет, посвященный Осени. На нем мы с вами изобразим ежика, грибочки и осенюю листву.
Нам понадобятся ленточки одноразовых скатертей, губка, ножницы, резиночки, проволока белого цвета, пряжа оранжевого и коричневого цвета.
Для начала мы сделаем заготовки для ежика. Возьмем нарезанные приготовленные полоски из одноразовой скатерти и сложим их вместе, потом сложим пополам и завернем их резинкой. Заготовки для ежика готовы.
Теперь нам надо сделать грибочки. Мы их будем делать из поролоновых губок и проволоки. Для каждого у меня есть трафарет по которому будем вырезать грибочки. Приступаем. Готово.
Теперь мы можем приступать к оформлению нашей картины. Из пряжи мы формируем листву у дерева. На дерево можно посадить птичек, заранее изготовленных. Вставляем заготовки на ежика. Можно приступать к грибочкам.
Молодцы! Отлично справились.
А теперь посмотрите на эту картину, какие чувства и эмоции у вас вызывает она? Чтобы проникнуться нашим мастерством я вам предлагаю прослушать П. И. Чайковского "Времена года. Осень. Ноябрь" и посозерцать 1-2 минуты.
Спасибо большое. И еще хотелось бы добавить, что данное оформление панно можно использовать в познавательной развитии (посчитать снежинки, изучение времен года и их смена и т. д., в речевом развитии (составь рассказ по картине, при добавлении элементов использовать ее как мнемо таблицу для заучивания какого то стихотворения.
IV. Вывод.
В заключении хочу пожелать вам успехов в дальнейшей работе и надеюсь, что данный мастер-класс поможет вам в вашей профессиональной деятельности. Благодарю за участие и внимание!