МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Елена Шлычкова
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Цель: познакомить педагогов с понятием «автоматизация звука» и представить варианты автоматизации звуков у детей посредством использования различных игровых технологий.

Задачи:

-познакомить с понятием «автоматизация звука» у детей;

-рассмотреть этапы автоматизации звуков и требования к лексическому материалу, подбираемому педагогами;

-обсудить актуальные игровые технологии, способствующие автоматизации звуков в детской речи

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах

Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной, мяч, настольно-печатные игры «Узор из звуков» и «Собери картинку», предметнее картинки со звуком «Ш», изображения мальчика и девочки, бланки для графического диктанта

Автоматизация звуков – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лексическом материале до полного упрочения навыка. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность нельзя.

1. Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательнх играх с широкой опорой на неречевые ассоциации. На изолированном произнесении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем, недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного его звучания.

2. Автоматизация звука в слогах имеет свои особенности и зависит от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. Сначала дается прямой слог с гласным «А», поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт. Потом автоматизируются слоги с гласным «Ы». Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с «О», «У». например: СА, СЫ, СО, СУ. Прямые слоги в сочетании с гласным «Э» обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах. Затем переходим к обратным слогам : АС, ЫС, ОС, УС. Далее слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, и, наконец, в слоги со стечением согласных: СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО, СФУ и т. п. Автоматизация звука в слогах проводится в игровой форме. К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это дает возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

3. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующего длительной систематической тренировки. Рекомендуется следующая последовательность автоматизации :

- сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным, затем в конце (если звук глухой, далее в середине, т. к эта позиция оказывается наиболее трудной. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов, а затем трехсложные слова с прямыми слогами. Потом переходят к словам с обратным слогом. Затем переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза. Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений.

4. автоматизация звука в предложении проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Речевой материал должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.

5. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах. Работу рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизованный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.

6. Автоматизация звука в коротких, а затем и длинных рассказах – предпоследний этап в автоматизации. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает педагог:

- в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;

-в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;

-на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;

- в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;

-в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине;

-смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

При работе с рассказами взрослый и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

7. Автоматизация звуков в разговорной речи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Автоматизация звука «С» в прямых и обратных слогах

Игра «Цепочки слогов»

Задание: повторить цепочки слогов со звуком «С»

Процесс игры: взрослый произносит цепочки слогов, ребенок запоминает последовательность и воспроизводит ее без изменений.

Лексический материал:

Са – со – сы- су ас-ос-ус-ыс

Су-со-сы-са ус-ос-ас-ыс

Со-су-са-сы ыс-ас-ос-ус

Сы-са-со-су ос-ыс-ас-ус

Игра «Ударение»

Задание: послушать и произнести слоги так же, как взрослый

Процесс игры: взрослый ритмично проговаривает слоги с различным ударением. Ребенок в точности повторяет.

Лексический материал:

СА- са-са ас-АС-АС

со- СО-со ОС-ос-ОС

су-су-СУ УС-УС-ус

СЫ-СЫ-сы ЫС-ыс-ыс

Игра «Пройди по дорожке»

Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной

Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»

Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь слева направо и выполняя инструкцию взрослого : повторять слоги со звуком «С» столько раз, сколько точек на фигуре коврика

Вариант 2

Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»

Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь справа налево и выполняя инструкцию взрослого : произносить тот слог со звуком «С» с тем гласным, какая буква изображена рядом с фигурой на коврике

Игра «Ля-ля-ля»

Задание для детей: вместо слов «елочка» и «в лесу» петь Са-са-са;

Задание для взрослых: вместо существительных петь са-са-са

Процесс игры: взрослый поет хорошо известную детскую песенку («Маленькой елочке холодно зимой» или «В лесу родилась елочка», ребенок подпевает взрослому, но вместо заданных слов поет са-са-са.

Маленькой СА-са-са Са-СА родилась СА-са-са,

Холодно зимой, са-СА она росла,

Из лесу СА-са-са Зимой и летом стройная,

Взяли мы домой Зеленая была.

2. Автоматизация «З» в словах

Игра «Секретное слово»

Задание: повторять только секретные слова

Процесс игры: взрослый объясняет задание ребенку: «Я буду говорить слова, среди них будут секретные слова – те, в которых есть звук «З». когда услышишь такое слово, хлопни в ладоши и назови его.»

Лексический материал: ваза, телевизор, шиповник, окно, стул, ромашка, ириска, телефон, роза, платье, кубики, шкаф, василек, книга, улица, пион, незабудка, макароны, замок, павлин, береза, тюльпан, забор, лютик, мармелад, коза, чемодан, узор, автобус, зубы, тарелка, заяц.

Автоматизация звука «Ш» в словах

Игра «Длинные цепочки»

Оборудование: мяч

Задание: запомнить и повторить слова, добавив свое слово

Процесс игры: взрослый называет слово со звуком «Ш» и передает мяч ребенку, ребенок повторяет его и называет другое слово со звуком «Ш», мяч возвращает взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется, называя последовательность слов.

Игры с мячом. Автоматизация звука «Р» в словах

Игра «Один-много»

Оборудование: мяч

Задание: образовывать сущ. И. п. мн. ч.

Процесс игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет предмет и спрашивает : «А если их много, как мы на них скажем? Что это такое?» ребенок возвращает мяч и называет сущ во мн. ч., правильно проговаривая звук «Р»

Лексический материал: дар, топор, шар, помидор, комар, ссора, забор, сбор, вор, курица, нора, пара, командир, мундир, базар, шахтер, шофер, актер, самовар, боксер, сыр, хор.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Оборудование : мяч

Задание: образовывать относительные прилагательные, согласовывая их в роде, числе и падеже с сущ, четко проговаривать звук «Р»

Процесс игры: взрослый бросает ребенку мяч и называет словосочетание из двух сущ., при этом спрашивая: «Значит он какой? (какая? Какое)» Ребенок возвращает мяч и называет словосочетание из сущ и относительного прилагательного, четко проговаривая звук «Р»

Лексический материал:

котлеты из рыбы. Значит, они какие? –рыбные котлеты

дед с бородой- бородатый дед

житель города – городской житель

суп из гороха – гороховый суп

трон короля- королевский трон

знак на дороге – дорожный знак

день, когда мороз – морозный день

палочки для барабана – барабанные палочки

площадка во дворе – дворовая площадка

коробка для карандашей – карандашная коробка

ключ от квартиры – квартирный ключ

жакет из бархата – бархатный жакет

соус из сыра – сырный соус

договор о мире – мирный договор

фонарик, который носят в кармане – карманный фонарик

лодка с мотором – моторная лодка

плавник ерша – ершовый плавник

игра актера – актерская игра

Игра «Скажи наоборот»

Оборудование: мяч

Задание: подбор антонимов к заданным словам

Процесс игры: взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя противоположное по значению слово и поговаривая звук «р».

Лексический материал:

Дешевые – дорогие утренний - вечерний

Плохое – хорошее поднять - бросить

Копить – тратить молодой - старый

Длинный – короткий тупой - острый

Деревенский – городской солнечная - пасмурная

Трудное – простое склеить - разбить

Вареное – сырое собрать - разобрать

Закат – рассвет разбросать - убрать

Утро-вечер одеться - раздеться

Бережливый – расточительный долго – скоро

Автоматизация различных звуков с использованием настольно-печатных игр

Настольно-печатная игра «Узор из звуков»

Процесс игры: детям раздаются карточки с картинками, предлагается назвать их и сказать, на какой звук начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор. Выигрывает тот, кто правильно подберет цветные карточки и сделает это быстрее всех.

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Процесс игры: детям раздаются разрезные картинки на разные звуки. Необходимо собрать все картинки со своим звуком и назвать их. Выигрывает тот, кто сделает быстрее других.

Автоматизация разных звуков в предложениях

Игра «Составь предложения про Мишу и Машу».

Задание: составить предложения по картинкам

Процесс игры: взрослый показывает изображения мальчика Миши и девочки Маши. Детям раздаются предметные картинки со звуком «Ш» и предлагается придумать предложения про Мишу или Машу и предмет на картинке.

Лексический материал: шарф, шапка, шуба, кошка, петушок, подушка, лягушка, мышь, шкаф, шляпа, мишка, шишка, ложка, шар, каша, ромашка, штаны, уши, груша, лошадка.

Игра «Исправь ошибку»

Задание: правильно построить предложение

Процесс игры: взрослый называет предложения и спрашивает : «Так бывает или нет?» Ребенок должен исправить ошибку и назвать предложение правильно, проговаривая при этом звук «Ш»

Лексический материал:

Шесть кармашков лежат в конфете.

Мышка ловит кошку.

У кукушки вывелись котята, а у подушки – лягушата.

Маша старше мамы.

Леша играет клюшкой в футбол.

Машины едут по тротуару, а пешеходы идут по шоссе.

Кошка сварила Мише кашу.

В норушке сидит кошка, а ее караулит кошка.

Школьники играют в школе.

Шкаф висит на шубе.

Использование графических диктантов для автоматизации звуков в словах

Задания:

1. Раскрась столько клубничек, сколько слов со звуком «Ш» ты услышишь

Лексический материал: шапка, ручка, лошадь, корова, душ

2. Нарисуй столько красных кругов, сколько звуков «Ш» в слове

Лексический материал: шайба, шалаш, мышь, шашлык, шишка, шуршит, шарф.

3. Определи, какой по счету звук «Ш» в слове. Найди клеточку с нужной цифрой и раскрась ее.

Лексический материал: нож, шпага, уж, крошка, норушка, карандаш.

4. Назови предметы на картинке. Соедини линией предметы, обозначающие одежду (шуба, шорты, животных (кошка, мышь, посуду (ложка, нож, плоды (шишка, груша, игрушки (мишка, неваляшка, цветы (ромашка, ландыш)

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/02/avtomatizatsiya-zvukov

Литература:

1. Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. - Ростов н/Д, 2020г

2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Ростов н/Д, 2022г

3. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. - М., 2015г

4. Давыдова О. А. Фонетические диктанты. Тренажер по звукобуквенному анализу и синтезу для дошкольников и младших школьников. –М., 2020 г

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях» Цель: Закрепление правильного произношения звука [ Р] в слогах, словах и фразах. Задачи: • Закреплять правильное произнесение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 10 июня 2024 в 21:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шлычкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.

1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД