Елена Шлычкова
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить педагогов с понятием «автоматизация звука» и представить варианты автоматизации звуков у детей посредством использования различных игровых технологий.
Задачи:
-познакомить с понятием «автоматизация звука» у детей;
-рассмотреть этапы автоматизации звуков и требования к лексическому материалу, подбираемому педагогами;
-обсудить актуальные игровые технологии, способствующие автоматизации звуков в детской речи
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной, мяч, настольно-печатные игры «Узор из звуков» и «Собери картинку», предметнее картинки со звуком «Ш», изображения мальчика и девочки, бланки для графического диктанта
Автоматизация звуков – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лексическом материале до полного упрочения навыка. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность нельзя.
1. Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательнх играх с широкой опорой на неречевые ассоциации. На изолированном произнесении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем, недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного его звучания.
2. Автоматизация звука в слогах имеет свои особенности и зависит от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. Сначала дается прямой слог с гласным «А», поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт. Потом автоматизируются слоги с гласным «Ы». Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с «О», «У». например: СА, СЫ, СО, СУ. Прямые слоги в сочетании с гласным «Э» обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах. Затем переходим к обратным слогам : АС, ЫС, ОС, УС. Далее слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, и, наконец, в слоги со стечением согласных: СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО, СФУ и т. п. Автоматизация звука в слогах проводится в игровой форме. К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это дает возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
3. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующего длительной систематической тренировки. Рекомендуется следующая последовательность автоматизации :
- сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным, затем в конце (если звук глухой, далее в середине, т. к эта позиция оказывается наиболее трудной. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов, а затем трехсложные слова с прямыми слогами. Потом переходят к словам с обратным слогом. Затем переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза. Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений.
4. автоматизация звука в предложении проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Речевой материал должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.
5. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах. Работу рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизованный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.
6. Автоматизация звука в коротких, а затем и длинных рассказах – предпоследний этап в автоматизации. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает педагог:
- в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;
-в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;
-на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;
- в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;
-в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине;
-смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.
При работе с рассказами взрослый и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.
7. Автоматизация звуков в разговорной речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Автоматизация звука «С» в прямых и обратных слогах
Игра «Цепочки слогов»
Задание: повторить цепочки слогов со звуком «С»
Процесс игры: взрослый произносит цепочки слогов, ребенок запоминает последовательность и воспроизводит ее без изменений.
Лексический материал:
Са – со – сы- су ас-ос-ус-ыс
Су-со-сы-са ус-ос-ас-ыс
Со-су-са-сы ыс-ас-ос-ус
Сы-са-со-су ос-ыс-ас-ус
Игра «Ударение»
Задание: послушать и произнести слоги так же, как взрослый
Процесс игры: взрослый ритмично проговаривает слоги с различным ударением. Ребенок в точности повторяет.
Лексический материал:
СА- са-са ас-АС-АС
со- СО-со ОС-ос-ОС
су-су-СУ УС-УС-ус
СЫ-СЫ-сы ЫС-ыс-ыс
Игра «Пройди по дорожке»
Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной
Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»
Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь слева направо и выполняя инструкцию взрослого : повторять слоги со звуком «С» столько раз, сколько точек на фигуре коврика
Вариант 2
Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»
Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь справа налево и выполняя инструкцию взрослого : произносить тот слог со звуком «С» с тем гласным, какая буква изображена рядом с фигурой на коврике
Игра «Ля-ля-ля»
Задание для детей: вместо слов «елочка» и «в лесу» петь Са-са-са;
Задание для взрослых: вместо существительных петь са-са-са
Процесс игры: взрослый поет хорошо известную детскую песенку («Маленькой елочке холодно зимой» или «В лесу родилась елочка», ребенок подпевает взрослому, но вместо заданных слов поет са-са-са.
Маленькой СА-са-са Са-СА родилась СА-са-са,
Холодно зимой, са-СА она росла,
Из лесу СА-са-са Зимой и летом стройная,
Взяли мы домой Зеленая была.
2. Автоматизация «З» в словах
Игра «Секретное слово»
Задание: повторять только секретные слова
Процесс игры: взрослый объясняет задание ребенку: «Я буду говорить слова, среди них будут секретные слова – те, в которых есть звук «З». когда услышишь такое слово, хлопни в ладоши и назови его.»
Лексический материал: ваза, телевизор, шиповник, окно, стул, ромашка, ириска, телефон, роза, платье, кубики, шкаф, василек, книга, улица, пион, незабудка, макароны, замок, павлин, береза, тюльпан, забор, лютик, мармелад, коза, чемодан, узор, автобус, зубы, тарелка, заяц.
Автоматизация звука «Ш» в словах
Игра «Длинные цепочки»
Оборудование: мяч
Задание: запомнить и повторить слова, добавив свое слово
Процесс игры: взрослый называет слово со звуком «Ш» и передает мяч ребенку, ребенок повторяет его и называет другое слово со звуком «Ш», мяч возвращает взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется, называя последовательность слов.
Игры с мячом. Автоматизация звука «Р» в словах
Игра «Один-много»
Оборудование: мяч
Задание: образовывать сущ. И. п. мн. ч.
Процесс игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет предмет и спрашивает : «А если их много, как мы на них скажем? Что это такое?» ребенок возвращает мяч и называет сущ во мн. ч., правильно проговаривая звук «Р»
Лексический материал: дар, топор, шар, помидор, комар, ссора, забор, сбор, вор, курица, нора, пара, командир, мундир, базар, шахтер, шофер, актер, самовар, боксер, сыр, хор.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Оборудование : мяч
Задание: образовывать относительные прилагательные, согласовывая их в роде, числе и падеже с сущ, четко проговаривать звук «Р»
Процесс игры: взрослый бросает ребенку мяч и называет словосочетание из двух сущ., при этом спрашивая: «Значит он какой? (какая? Какое)» Ребенок возвращает мяч и называет словосочетание из сущ и относительного прилагательного, четко проговаривая звук «Р»
Лексический материал:
котлеты из рыбы. Значит, они какие? –рыбные котлеты
дед с бородой- бородатый дед
житель города – городской житель
суп из гороха – гороховый суп
трон короля- королевский трон
знак на дороге – дорожный знак
день, когда мороз – морозный день
палочки для барабана – барабанные палочки
площадка во дворе – дворовая площадка
коробка для карандашей – карандашная коробка
ключ от квартиры – квартирный ключ
жакет из бархата – бархатный жакет
соус из сыра – сырный соус
договор о мире – мирный договор
фонарик, который носят в кармане – карманный фонарик
лодка с мотором – моторная лодка
плавник ерша – ершовый плавник
игра актера – актерская игра
Игра «Скажи наоборот»
Оборудование: мяч
Задание: подбор антонимов к заданным словам
Процесс игры: взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя противоположное по значению слово и поговаривая звук «р».
Лексический материал:
Дешевые – дорогие утренний - вечерний
Плохое – хорошее поднять - бросить
Копить – тратить молодой - старый
Длинный – короткий тупой - острый
Деревенский – городской солнечная - пасмурная
Трудное – простое склеить - разбить
Вареное – сырое собрать - разобрать
Закат – рассвет разбросать - убрать
Утро-вечер одеться - раздеться
Бережливый – расточительный долго – скоро
Автоматизация различных звуков с использованием настольно-печатных игр
Настольно-печатная игра «Узор из звуков»
Процесс игры: детям раздаются карточки с картинками, предлагается назвать их и сказать, на какой звук начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор. Выигрывает тот, кто правильно подберет цветные карточки и сделает это быстрее всех.
Настольно-печатная игра «Собери картинку»
Процесс игры: детям раздаются разрезные картинки на разные звуки. Необходимо собрать все картинки со своим звуком и назвать их. Выигрывает тот, кто сделает быстрее других.
Автоматизация разных звуков в предложениях
Игра «Составь предложения про Мишу и Машу».
Задание: составить предложения по картинкам
Процесс игры: взрослый показывает изображения мальчика Миши и девочки Маши. Детям раздаются предметные картинки со звуком «Ш» и предлагается придумать предложения про Мишу или Машу и предмет на картинке.
Лексический материал: шарф, шапка, шуба, кошка, петушок, подушка, лягушка, мышь, шкаф, шляпа, мишка, шишка, ложка, шар, каша, ромашка, штаны, уши, груша, лошадка.
Игра «Исправь ошибку»
Задание: правильно построить предложение
Процесс игры: взрослый называет предложения и спрашивает : «Так бывает или нет?» Ребенок должен исправить ошибку и назвать предложение правильно, проговаривая при этом звук «Ш»
Лексический материал:
Шесть кармашков лежат в конфете.
Мышка ловит кошку.
У кукушки вывелись котята, а у подушки – лягушата.
Маша старше мамы.
Леша играет клюшкой в футбол.
Машины едут по тротуару, а пешеходы идут по шоссе.
Кошка сварила Мише кашу.
В норушке сидит кошка, а ее караулит кошка.
Школьники играют в школе.
Шкаф висит на шубе.
Использование графических диктантов для автоматизации звуков в словах
Задания:
1. Раскрась столько клубничек, сколько слов со звуком «Ш» ты услышишь
Лексический материал: шапка, ручка, лошадь, корова, душ
2. Нарисуй столько красных кругов, сколько звуков «Ш» в слове
Лексический материал: шайба, шалаш, мышь, шашлык, шишка, шуршит, шарф.
3. Определи, какой по счету звук «Ш» в слове. Найди клеточку с нужной цифрой и раскрась ее.
Лексический материал: нож, шпага, уж, крошка, норушка, карандаш.
4. Назови предметы на картинке. Соедини линией предметы, обозначающие одежду (шуба, шорты, животных (кошка, мышь, посуду (ложка, нож, плоды (шишка, груша, игрушки (мишка, неваляшка, цветы (ромашка, ландыш)
Интернет-ресурсы
nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/02/avtomatizatsiya-zvukov
Литература:
1. Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. - Ростов н/Д, 2020г
2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Ростов н/Д, 2022г
3. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. - М., 2015г
4. Давыдова О. А. Фонетические диктанты. Тренажер по звукобуквенному анализу и синтезу для дошкольников и младших школьников. –М., 2020 г