МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Елена Шлычкова
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с понятием «автоматизация звука» и представить варианты автоматизации звуков у детей посредством использования различных игровых технологий.

Задачи:

-познакомить с понятием «автоматизация звука» у детей;

-рассмотреть этапы автоматизации звуков и требования к лексическому материалу, подбираемому педагогами;

-обсудить актуальные игровые технологии, способствующие автоматизации звуков в детской речи

Темочки:

Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной, мяч, настольно-печатные игры «Узор из звуков» и «Собери картинку», предметнее картинки со звуком «Ш», изображения мальчика и девочки, бланки для графического диктанта

Автоматизация звуков – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лексическом материале до полного упрочения навыка. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность нельзя.

1. Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательнх играх с широкой опорой на неречевые ассоциации. На изолированном произнесении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем, недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного его звучания.

2. Автоматизация звука в слогах имеет свои особенности и зависит от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. Сначала дается прямой слог с гласным «А», поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт. Потом автоматизируются слоги с гласным «Ы». Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с «О», «У». например: СА, СЫ, СО, СУ. Прямые слоги в сочетании с гласным «Э» обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах. Затем переходим к обратным слогам : АС, ЫС, ОС, УС. Далее слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, и, наконец, в слоги со стечением согласных: СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО, СФУ и т. п. Автоматизация звука в слогах проводится в игровой форме. К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это дает возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

3. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующего длительной систематической тренировки. Рекомендуется следующая последовательность автоматизации :

- сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным, затем в конце (если звук глухой, далее в середине, т. к эта позиция оказывается наиболее трудной. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов, а затем трехсложные слова с прямыми слогами. Потом переходят к словам с обратным слогом. Затем переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза. Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений.

4. автоматизация звука в предложении проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Речевой материал должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.

5. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах. Работу рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизованный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.

6. Автоматизация звука в коротких, а затем и длинных рассказах – предпоследний этап в автоматизации. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает педагог:

- в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;

-в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;

-на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;

- в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;

-в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине;

-смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

При работе с рассказами взрослый и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

7. Автоматизация звуков в разговорной речи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Автоматизация звука «С» в прямых и обратных слогах

Игра «Цепочки слогов»

Задание: повторить цепочки слогов со звуком «С»

Процесс игры: взрослый произносит цепочки слогов, ребенок запоминает последовательность и воспроизводит ее без изменений.

Лексический материал:

Са – со – сы- су ас-ос-ус-ыс

Су-со-сы-са ус-ос-ас-ыс

Со-су-са-сы ыс-ас-ос-ус

Сы-са-со-су ос-ыс-ас-ус

Игра «Ударение»

Задание: послушать и произнести слоги так же, как взрослый

Процесс игры: взрослый ритмично проговаривает слоги с различным ударением. Ребенок в точности повторяет.

Лексический материал:

СА- са-са ас-АС-АС

со- СО-со ОС-ос-ОС

су-су-СУ УС-УС-ус

СЫ-СЫ-сы ЫС-ыс-ыс

Игра «Пройди по дорожке»

Оборудование: нейроковрик Е. Логвиной

Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»

Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь слева направо и выполняя инструкцию взрослого : повторять слоги со звуком «С» столько раз, сколько точек на фигуре коврика

Вариант 2

Задание: пройти по дорожке на коврике, произнося слоги со звуком «С»

Процесс игры: ребенок должен пройти по дорожке, двигаясь справа налево и выполняя инструкцию взрослого : произносить тот слог со звуком «С» с тем гласным, какая буква изображена рядом с фигурой на коврике

Игра «Ля-ля-ля»

Задание для детей: вместо слов «елочка» и «в лесу» петь Са-са-са;

Задание для взрослых: вместо существительных петь са-са-са

Процесс игры: взрослый поет хорошо известную детскую песенку («Маленькой елочке холодно зимой» или «В лесу родилась елочка», ребенок подпевает взрослому, но вместо заданных слов поет са-са-са.

Маленькой СА-са-са Са-СА родилась СА-са-са,

Холодно зимой, са-СА она росла,

Из лесу СА-са-са Зимой и летом стройная,

Взяли мы домой Зеленая была.

2. Автоматизация «З» в словах

Игра «Секретное слово»

Задание: повторять только секретные слова

Процесс игры: взрослый объясняет задание ребенку: «Я буду говорить слова, среди них будут секретные слова – те, в которых есть звук «З». когда услышишь такое слово, хлопни в ладоши и назови его.»

Лексический материал: ваза, телевизор, шиповник, окно, стул, ромашка, ириска, телефон, роза, платье, кубики, шкаф, василек, книга, улица, пион, незабудка, макароны, замок, павлин, береза, тюльпан, забор, лютик, мармелад, коза, чемодан, узор, автобус, зубы, тарелка, заяц.

Автоматизация звука «Ш» в словах

Игра «Длинные цепочки»

Оборудование: мяч

Задание: запомнить и повторить слова, добавив свое слово

Процесс игры: взрослый называет слово со звуком «Ш» и передает мяч ребенку, ребенок повторяет его и называет другое слово со звуком «Ш», мяч возвращает взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется, называя последовательность слов.

Игры с мячом. Автоматизация звука «Р» в словах

Игра «Один-много»

Оборудование: мяч

Задание: образовывать сущ. И. п. мн. ч.

Процесс игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет предмет и спрашивает : «А если их много, как мы на них скажем? Что это такое?» ребенок возвращает мяч и называет сущ во мн. ч., правильно проговаривая звук «Р»

Лексический материал: дар, топор, шар, помидор, комар, ссора, забор, сбор, вор, курица, нора, пара, командир, мундир, базар, шахтер, шофер, актер, самовар, боксер, сыр, хор.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Оборудование : мяч

Задание: образовывать относительные прилагательные, согласовывая их в роде, числе и падеже с сущ, четко проговаривать звук «Р»

Процесс игры: взрослый бросает ребенку мяч и называет словосочетание из двух сущ., при этом спрашивая: «Значит он какой? (какая? Какое)» Ребенок возвращает мяч и называет словосочетание из сущ и относительного прилагательного, четко проговаривая звук «Р»

Лексический материал:

котлеты из рыбы. Значит, они какие? –рыбные котлеты

дед с бородой- бородатый дед

житель города – городской житель

суп из гороха – гороховый суп

трон короля- королевский трон

знак на дороге – дорожный знак

день, когда мороз – морозный день

палочки для барабана – барабанные палочки

площадка во дворе – дворовая площадка

коробка для карандашей – карандашная коробка

ключ от квартиры – квартирный ключ

жакет из бархата – бархатный жакет

соус из сыра – сырный соус

договор о мире – мирный договор

фонарик, который носят в кармане – карманный фонарик

лодка с мотором – моторная лодка

плавник ерша – ершовый плавник

игра актера – актерская игра

Игра «Скажи наоборот»

Оборудование: мяч

Задание: подбор антонимов к заданным словам

Процесс игры: взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя противоположное по значению слово и поговаривая звук «р».

Лексический материал:

Дешевые – дорогие утренний - вечерний

Плохое – хорошее поднять - бросить

Копить – тратить молодой - старый

Длинный – короткий тупой - острый

Деревенский – городской солнечная - пасмурная

Трудное – простое склеить - разбить

Вареное – сырое собрать - разобрать

Закат – рассвет разбросать - убрать

Утро-вечер одеться - раздеться

Бережливый – расточительный долго – скоро

Автоматизация различных звуков с использованием настольно-печатных игр

Настольно-печатная игра «Узор из звуков»

Процесс игры: детям раздаются карточки с картинками, предлагается назвать их и сказать, на какой звук начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор. Выигрывает тот, кто правильно подберет цветные карточки и сделает это быстрее всех.

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Процесс игры: детям раздаются разрезные картинки на разные звуки. Необходимо собрать все картинки со своим звуком и назвать их. Выигрывает тот, кто сделает быстрее других.

Автоматизация разных звуков в предложениях

Игра «Составь предложения про Мишу и Машу».

Задание: составить предложения по картинкам

Процесс игры: взрослый показывает изображения мальчика Миши и девочки Маши. Детям раздаются предметные картинки со звуком «Ш» и предлагается придумать предложения про Мишу или Машу и предмет на картинке.

Лексический материал: шарф, шапка, шуба, кошка, петушок, подушка, лягушка, мышь, шкаф, шляпа, мишка, шишка, ложка, шар, каша, ромашка, штаны, уши, груша, лошадка.

Игра «Исправь ошибку»

Задание: правильно построить предложение

Процесс игры: взрослый называет предложения и спрашивает : «Так бывает или нет?» Ребенок должен исправить ошибку и назвать предложение правильно, проговаривая при этом звук «Ш»

Лексический материал:

Шесть кармашков лежат в конфете.

Мышка ловит кошку.

У кукушки вывелись котята, а у подушки – лягушата.

Маша старше мамы.

Леша играет клюшкой в футбол.

Машины едут по тротуару, а пешеходы идут по шоссе.

Кошка сварила Мише кашу.

В норушке сидит кошка, а ее караулит кошка.

Школьники играют в школе.

Шкаф висит на шубе.

Использование графических диктантов для автоматизации звуков в словах

Задания:

1. Раскрась столько клубничек, сколько слов со звуком «Ш» ты услышишь

Лексический материал: шапка, ручка, лошадь, корова, душ

2. Нарисуй столько красных кругов, сколько звуков «Ш» в слове

Лексический материал: шайба, шалаш, мышь, шашлык, шишка, шуршит, шарф.

3. Определи, какой по счету звук «Ш» в слове. Найди клеточку с нужной цифрой и раскрась ее.

Лексический материал: нож, шпага, уж, крошка, норушка, карандаш.

4. Назови предметы на картинке. Соедини линией предметы, обозначающие одежду (шуба, шорты, животных (кошка, мышь, посуду (ложка, нож, плоды (шишка, груша, игрушки (мишка, неваляшка, цветы (ромашка, ландыш)

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/02/avtomatizatsiya-zvukov

Литература:

1. Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. - Ростов н/Д, 2020г

2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Ростов н/Д, 2022г

3. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. - М., 2015г

4. Давыдова О. А. Фонетические диктанты. Тренажер по звукобуквенному анализу и синтезу для дошкольников и младших школьников. –М., 2020 г

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях» Цель: Закрепление правильного произношения звука [ Р] в слогах, словах и фразах. Задачи: • Закреплять правильное произнесение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. В гости к Смешарикам»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. В гости к Смешарикам» Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно - развивающие: - развитие артикуляционной моторики,.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях» в старшей группе Цель: чётко и правильно произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-обучающие: - Упражнять детей в звукобуквенном.

Логопедическая игра «Новогодняя гирлянда» для автоматизации [р] в словах и предложенияхЛогопедическая игра «Новогодняя гирлянда» для автоматизации [р] в словах и предложениях Главной целью игры является автоматизация звука [р], но с её помощью можно работать над решением и других важных задач. Для изготовления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 10 июня 2024 в 21:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шлычкова (УИ 298903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД