Евгения Лапина
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для повышения педагогической грамотности родителей
(законных представителей) в работе по использованию игровых приемов в
развитии речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-познакомить родителей с актуальностью проблемы;
-познакомить с некоторыми методами и приемами работы;
-помочь овладеть игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-способствовать открытым и доверительным отношениям между родителями и детьми.
Участники: родители, дети, учитель-логопед.
Материал и оборудование: экран, проектор, компьютерная презентация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»; столы, стулья; мячик; настольные зеркала и салфетки, листок бумаги с плодовым деревом, цветные карандаши на каждого участника; дидактическая игра «Сдуй бабочку с цветка» на каждого участника.
Ход мероприятия:
1. Приветствие
– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса.
Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.
А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».
-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.
-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.
-Вытянуть правую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.
-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка чистой с четким произношением.
Это несложное упражнение показывает не только насколько вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько сложно слушать и выполнять задание одновременно. Теперь вы понимаете, как это трудно делать нашим детям.
2. Мини-лекция «Гимнастика для язычка»
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает гимнастика для языка.
Как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика? Нужна ли она нашим детям?
Действительно, артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что арт. гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение упражнений позволяет:
– подготовить артикуляционный аппарат к произношению искаженных звуков;
– детям со сложными речевыми дефектами помогает быстрее их исправить.
Исходя из того, что мышление детей с ОВЗ носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Со всем этим материалом вы можете познакомиться в конце нашего мероприятия на мини-выставке.
3. Игровой практикум «Гимнастика для язычка».
Выполнение родителями артикуляционной гимнастики.
Сядьте удобнее перед зеркалом. Выполняем вместе упражнения, контролируя себя в зеркало.
Идёт работа с зеркалами в соответствии с ходом презентации.
4. Мини-лекция «Речевое дыхание»
Как вы думаете, какую роль играет дыхание в речи человека?
Дыхание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса и дикции. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Но правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается.
Работа по формированию правильного дыхания – длительный и кропотливый процесс, который протекает в несколько этапов. На первом этапе логопед учит детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
5. Игровой практикум
А)Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» (с использование дидактической игры)
Держим цветок напротив рта и дуем на бабочку, при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.
Б)Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах)
На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:
делаем вдох - туча
делаем вдох - это туча
делаем вдох - это большая туча
делаем вдох - это большая, серая туча
делаем вдох - это большая, серая, дождливая туча
6. Оценка мероприятия родителями
b][/b]
Перед вами листок с изображением плодового дерева. Надо украсить яблоньку. Кому понравилось мероприятие, кто считает, что мастер-класс посетил с пользой, тот рисует красные яблоки.
Если мероприятие не понравилось, и вы считаете, что пришли зря и впустую потратили время, яблоки рисует зеленым цветом.
На этом наш мастер-класс закончен. Благодарю всех за внимание и участие!