Татьяна Голубева
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика: турнир друзей Веселого Язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов и приёмов проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
Задачи:
• обучение управлению органами артикуляции;
• развитие координации движений артикуляционного аппарата;
• формирование готовности ребёнка к самостоятельности и самореализации в совместной деятельности со взрослым.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика: турнир друзей Веселого Язычка“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Оборудование: костюмы и маски для исполнителей ролей; фотографии поз артикуляционных упражнений; загадки об органах артикуляции; трикотажный Веселый Язычок, надевающийся на руку; фишки-баллы (мелкие конфеты); самоклеящиеся разрезные картинки с изображением Язычка, 2 листа цветного картона; презентация - видеоурок.
Планируемый результат. Расширение представлений родителей о значимости приобретения и применения знаний, умений и навыков для формирования артикуляционной моторики у детей.
Предварительный этап: отработка артикуляционной гимнастики с каждым ребенком на индивидуальных занятиях.
План мероприятия:
Теоретическая часть: Сообщение темы мероприятия, краткая информация о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.
Практическая часть: «Турнир друзей Веселого Язычка» и презентация (актуализация знаний и умений детей в ходе проведения артикуляционной гимнастики; методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений детьми и родителями).
Заключительная часть: обмен впечатлениями и формулирование вывода о проведенном мероприятии.
Ход мероприятия:
Теоретическая часть
Краткое выступление учителя - логопеда перед родителями воспитанников: сообщение темы мероприятия, краткая информация о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.
Практическая часть
Под музыку в музыкальный зал заходят дети двух логопедических групп. Их встречает учитель-логопед в костюме феи:
Фея: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас у нас в Тридевятом царстве, в Речевом государстве! Я фея этого государства и зовут меня Артикуляция. Попробуйте закрыть плотно рот, сомкнув губки и зубки, и сказать: «Здравствуйте», не открывая рта. (Присутствующие пытаются произнести слово с закрытым ртом.)
Фея: Получилось ли правильно произнести приветствие с закрытым ртом? (Нет) Можно ли разговаривать без помощи губ, язычка и зубов? (Нельзя)
Ну, тогда встречайте моих помощников: Красивую Улыбку, Здоровые Зубки и Веселого Язычка (входят переодетые в костюмы специалисты ДОУ).
Фея: Как поживаете, мои друзья? (Язычок начинает плакать)
Фея: Посмотрите, ребята, наш Веселый Язычок почему-то грустит. Давайте спросим его: что случилось? (Дети спрашивают)
Язычок: Я плачу, потому что не умею выговаривать звуки речи! Вот послушайте: СССАПКА, МАСССЫНА, ЗЗЗУК, ЛЛЛЫБА, ЛЛЛАКЕТА… А-а-а! (плачет)
Фея: Да, действительно, Язычок, у тебя проблемы со звукопроизношением! Ребята, а что нужно делать, чтобы Язычок окреп, стал сильным и умелым?
Дети: Нужно выполнять упражнения для язычка!
Язычок: А что это такое? Я не знаю!
Фея: А мы тебя научим! Правда, ребята? Оставайся с нами!
Язычок: С удовольствием!
Фея зачитывает указ: «Внимание! Внимание! Объявляется турнир друзей Веселого Язычка! Главная задача нашего состязания: научить Веселого Язычка выполнять артикуляционные упражнения! Та команда, которая выполнит задачу быстрее и лучше, станет победителем турнира!»
Дети садятся на стульчики вокруг двух столов.
«Турнир друзей Веселого Язычка»
Задания:
1. Отгадать загадки об органах артикуляции (какая команда быстрее). Загадки загадывают помощники Феи.
Эти двери гибкие.
Могут стать улыбкою,
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Губы)
Открываем ротик – дом.
Кто хозяин в доме том?
Он удобно в доме лёг.
Он хозяин – … (Язычок).
В ротике – доме две стены.
С двух сторон они видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться. (Щеки)
Потолок во рту есть нашем.
Мы о нем сейчас расскажем.
Потолок вверху, внутри,
Рот открой и посмотри! (Нёбо)
Даже пол есть в доме нашем,
Тоже мы о нем расскажем:
В домике подвижная
Это … (челюсть нижняя).
2. «Назови больше!»: какая команда назовет больше артикуляционных упражнений.
3. «Узнай и повтори!»: каждой команде по очереди демонстрируются фотографии поз для артикуляционных упражнений. Дети должны отгадать, какое упражнение изображено и выполнить его всей командой. Оценивается качество выполнения.
4. «Ответь на вопросы!»: командам по очереди задаются вопросы (к ответам привлекаются родители детей)
1 команда
1) Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику? (ответы детей)
2) Какие звуки произносятся с помощью языка? (ш, ж, з, к, г, т, д, р, л, н)
3)Как часто нужно делать артикуляционную гимнастику? (ежедневно 2-3 раза)
2 команда
1) Какие органы помогают нам произносить звуки? (ответы детей)
2) Какие звуки речи произносятся при помощи губ? (гласные, б, м, п, ф, в)
3) Сколько минут нужно делать артикуляционную гимнастику? (5 минут)
5. «Разрезная картинка»: каждая команда на скорость должна собрать разрезную картинку «Портрет Веселого Язычка» и наклеить ее на основу – цветной картон. Портреты дарятся Веселому Язычку.
Язычок: Спасибо вам, ребята! Теперь я обязательно буду делать гимнастику и стану очень крепким и умелым!
Фея: А чтобы все присутствующие гости научились тоже этим упражнениям, я предлагаю посмотреть видеоурок!
• Просмотр презентации с видеоуроком по проведению артикуляционной гимнастики.
Заключительная часть
Советы родителям:
• занимайтесь с ребенком перед зеркалом по 5 минут каждый день;
• не выполняйте гимнастику сразу после еды;
• следите за качеством и точностью выполняемых движений.
В конце мастер-класса дети получают сладкие призы – конфеты, заработанные за правильные ответы и проявленную активность на мероприятии.
Фотоотчёт о мастер-классе для родителей «Артикуляционная гимнастика — турнир друзей Веселого Язычка»