Чинькова Венера Гаязовна
Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Педагог: Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию мастер-класс «Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ». Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы живем в России — мы россияне). Нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Публикация «Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для нас Родина — это дом наших родителей, построенный своими руками. Родина — это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.
Цель мастер-класса. Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогическогомастерства воспитателей в осуществлении задач патриотического воспитания.
Задачи
1. Обогатить педагогические умения воспитателей по патриотическому воспитанию
2. Вызвать интерес к России, её достопримечательностям.
3. Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
Актуальность.
Мы не случайно, говорим о родине, потому что сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине, перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному сложному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие патриотических чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца», а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Успешное решение поставленной задачи наиболее полно внедряется в образовательный процесс с помощью современных образовательных технологий таких как (многие технологии вам известны и вы ими пользуютесь) :
Квест- технология (наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше).
Технологии проектной деятельности (проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители)
Информационно-коммуникативные технологии (электронные энциклопедии, справочники, словари; компьютерная презентация)
Игровая технология (патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России)
Технология досуговой деятельности (развлечения, досуги, праздники патриотического характера)
Музейная педагогика (в условиях детского сада создаются «мини-музеи» - значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи и т. д.)
Компьютерная технология (презентация, флеш-анимация)
А сейчас мы переходим к практической части. Для участия приглашаем пять педагогов, желательно из разных детских садов, в фокус группу. Я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание» (карточки с вопросами для каждого участника). Перед вами карточки: каждый из вас берёт одну карточку, читайте про себя что там написано. Затем каждый из вас должен начинать своё высказывание со слов: «В последний раз я…» продолжаем тем, что написано у вас в карточке и отвечаем на вопрос. Кто готов ответить?
- испытывал гордость за свою страну, свой народ;
- сделал что –то хорошее для своего родного края;
- соблюдал обычаи своего народа;
-был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- посадил дерево.
Вот мы с вами признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны. Всем нам в жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло. Родина нам –как солнце, она нам дарит свет, тепло и радость.
Приглашаем участников пройти за столы. (Создание проекта).
Ольга Владимировна продолжит.
Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Перед вами лежат наборы карточек с цифрами, которые будите использовать в голосовании. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1. Символика России
Президент, флаг, герб.
2. Исторические события
(ВОВ, освоение космоса, присоединение Крыма, Олимпиада 2014 г.)
3. Знаменитые люди
(Пушкин, Гагарин, Ломоносов, Петр 1, Жуков)
4. Чудеса России
(Озеро Байкал, Эльбрус, Московский кремль, Родина-мать, Петергоф)
1. С чего же начинается Россия? Каждая страна имеет свою символику и президента. Давайте с помощью голосования выберем президента, флаг и герб России.
1. Президент Белоруссии
2. Президент Франции
3. Президент России
4. Президент Казахстана
5. Президент США
Прошу проголосовать. Давайте поместим портрет В. В. Путина на наш макет.
1. Флаг Болгарии
2. Флаг России
3. Флаг Чехии
4. Флаг Исландии
5. Флаг Словакии
(Аналогичные действия с голосованием).
1. Герб Молдавии
2. Герб Китая
3. Герб Финляндии
4. Герб Польши
5. Герб России
(Аналогичные действия с голосованием).
2. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан. Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события:
1. Блокада Ленинграда.
2. Освоение космоса.
3. Присоединение Крыма.
4. Победа в ВОВ.
5. Зимняя Олимпиада 2014 г.
Предлагаю участникам фокус-группы проголосовать за три события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны, поместив картинки на макет. Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.
3. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран.
1. Юрий Алексеевич …Гагарин
2. Александр Сергеевич… Пушкин
3. Михаил Васильевич …Ломоносов
4. Царь …Пётр I
5. Георгий Константинович …Жуков
Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.
4. Да, люди – это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». В нашей стране их множество. Но сегодня мы обратимся к нескольким. Попробуйте их отгадать.
1. Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)
2. Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
3. Назовите символ города Москвы, площадь там зовется Красной, бьют часы на башне Спасской. (Кремль)
4. Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. (Петергоф)
5. Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
Как вы думаете, будет ли эта категория стимулировать детей к самопознанию и саморазвитию? Да, конечно, создание такого макета подталкивает детей, их родителями для получения новых знаний, а также, дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.
Используя приём интерактивного голосования для приобщения дошкольников к историческим ценностям нашей страны, мы воспитываем в них истоки духовности и патриотизма. Хорош этот приём ещё и потому, что в процесс выбора того или иного объекта вовлечены все дети, даже самые стеснительные и замкнутые. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала, составляя какой -либо макет, который служит наглядным пособием. Мы с Венерой Григорьевной для создания макета предложили для игры с вами такие категории вопросов и заданий, вы будете подбирать вопросы и задания учитывая возраст детей. Категории можно использовать различные : животный мир России, растительный мир, таким же образом можно создать макет «Родной посёлок» и т. д.
Благодарим коллег за участие в фокус группе и дарим небольшие сувениры.
Вывод
Таким, образом, результаты работы показывают, что использование игровых технологий в патриотическом воспитании дошкольников создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.