ирина аверина
Мастер-класс для родителей старшей группы «Математика с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей старшей группы.
Тема: Математика с палочками Кюизен ера
Цель: Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Публикация «Мастер-класс для родителей старшей группы „Математика с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
1. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
2. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Существуют и условные классы:
1. Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.
2. Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.
3. Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Игровые задания для детей 5-7 лет.
• Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
• Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
• Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
• Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает ( например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
• Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:
(1) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
(2) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
(3) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
• Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал (а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
• Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал (а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
• Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
(1) Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
(2) Ковер делается из как можно большего числа полос.
(3) Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
(4) Ковер составляется из палочек определенного цвета ( например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
(5) К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
(6) То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.
• Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
• Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
• Сколько красных палочек в коричневой, вишневой, оранжевой?
• Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
• Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
• Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?
• Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
• Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
• Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
• Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
• Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
• Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
• С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
• "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".
• "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".
• "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"
• "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".
• Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
• "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).
• "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".
• "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
• " С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"
• "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"
• "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".
• "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т. д.
• "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".
• Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже : бордовая или синяя.
• "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т. д.
• "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".
• Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа) .
• У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
• Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
• На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
• "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".
• "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".
• "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"
• Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
• Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - или 2/4?
• "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".
• Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
• Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т. д.
• Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.
• Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.