Наталья Немова
Мастер-класс для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Немова Н. О.
Г. Новосибирск
2018 год
Мастер класс для родителей средней группы на тему :
"Развитие мелкой моторики рук"
Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей средней группы „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;
• Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;
• вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, технологические карты, пластилин, шаблоны, влажные салфетки.
Необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики.
Подготовительная работа:
1. Изготовить приглашения для родителей.
2. Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.
3. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему
«Развитие мелкой моторики рук».
Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.
Как говорил В. А. Сухомлинский
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. У детей, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, быстрее формируется правильная речь. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфии.
Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.
Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии. Если раньше дети вместе с взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается неготовность к письму или проблемы с речью.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
У детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие мелкой моторики, наша совместная задача – педагогов и родителей, помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями.
Как вы думаете, почему в детском саду уделяется большое внимание лепке, аппликации, рисованию, конструированию? (Ответы родителей) Потому что, это один из видов ведущей деятельности в дошкольном возрасте по развитию мелкой моторики рук.
Рисование карандашами.
Многие родители предпочитают давать детям для творчества фломастеры или краски, ведь работы в этом случае получаются более яркие и красочные и больше нравятся самому ребенку. Но именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности. Бумага — простой и доступный материал для работы, который очень привлекает детей: они еще, будучи малышами, любят шелестеть ею, сминать и рвать ее, складывать и сворачивать, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действий рук ребенка.
В процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Ручная умелость, которая развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.
Работа с пластилином.
В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений и мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, мы используем новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционной лепки пластилинографию. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или другой твердой основе (диски, дощечки). Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, пайеток, природного и бросового материала. Работа с пластилином помогает ребенку развивать координацию, мелкую моторику пальцев. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Кроме этого, во время непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работе и в режимных моментах мы используем различные игры и упражнения для развития мелкой моторики. Рекомендуем и вам вместе с детьми тренировать пальчиковую моторику дома. Сегодня я хочу познакомить Вас и играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно использовать не только в детском саду, но и дома.
Основная часть:
Сначала я хочу предложить вам игры с элементами самомассажа.
Развитие мелкой моторики детей с помощью «Су – Джок» массажеров.
Су-Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южнокорейским профессором Пак ДжеВу. В основе метода Су-Джок лежит система соответствия кистей и стоп всему телу. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. «Су»-кисть, «Джок» - стопа.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж ладоней шариком
Гладь мои ладошки ёж
Ты колючий, ну и что ж
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить
(катать мячик от кончиков пальцев к запястью; в ладони по кругу; перебирать кончиками пальцев; сжимать пальцами, крутить пальцами; сжимать в руках)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик уж вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот пальчик крепко спит
А тебе спать не велит!
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Так же можно использовать самомассаж кистей с помощью карандаша
Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша.
(Раздать в коробочке карандаши по рядам)
Карандаш в руках катаю, (катать между ладонями рук)
Между пальчиков верчу (катать между пальчиков одной руки, второй не помогать)
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу (ходьба с «коромыслом»)
«Добывание огня»
Нужно положить карандаш на одну ладошку, прикрыть её другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуйте сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«Догонялочка»
Возьмите карандаш всеми пальчиками. Покрутите его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
«Горка»
Положите карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
Для следующей игры нам понадобятся грецкие орехи. Они своей неровной поверхностью массируют детские пальчики
«Орехи»
(Дети берут орехи)
Научился я орехи
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
(Перекатывать пальцами одной руки орехи)
Я катаю свой орешек
Чтоб круглее всех он стал
(катать между ладоней)
Следующая игра: «Разверни, не порви…»
Сначала, мы предлагаем завернуть в фольгу орех, а затем развернуть аккуратно, не порвав фольгу.
Массаж бумагой
«Прятки»
Сжимание бумаги в кулаке. Прячем бумажный комочек - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.
Массаж рук с применением сосновых шишек:
Сосновая шишка - это лучший массажер, подаренный нам матушкой-природой.
«Перекатывание шишек между ладонями».
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосновая шишка нам колет ладошки.
Мы покатаем шишку немножко.
* * *
Шишки, словно ёжики,
Колются чуть – чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
«Сжимание и разжимание шишек».
Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.
Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
«Круговые движения сосновой шишкой между ладонями»
(лучше раскрывшейся шишкой)
Как ёжик колется сосна,
Её мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
* * *
Мишка с шишкою играет,
Между лап её катает
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Дети все довольны.
«Надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони. Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки».
Шишку я на пальчик ставлю
И постукиваю.
На другой переставляю -
Поворачиваю.
По всем пальцам пройду-
Шишку переверну.
«Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно».
От ладони до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладони
Катит шишка по дороге.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
«Капуста»
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Пальчиковые кинезиологические игры
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Предлагаем вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
5. "Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
7. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Медведь».
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Так же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии
(предложить из ниток выложить контур рисунка)
Игры с сыпучими материалам (горох, фасоль)
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно!
Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.
Следующее упражнение – надо взять 1 фасолинку или горох большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволяем ребенку самому нарисовать рисунок.
Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Шнуровка
Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Заключительная часть.
Сегодня вы познакомились с играми, упражнениями, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение.
И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Очень надеюсь, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаю Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики.
Большое спасибо за активное участие!
[