Таисия Котлярова
Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми.
Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
Познакомить родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речи посредством использования пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;
повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр;
закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике;
создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе.
Оборудование: цветные карандаши, крупы, мячики су-джок, прищепки, шнуровки.
Ход мастер – класса :
Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер-классе «Развитие речи детей посредством использования пальчиковых игр» Предлагаю встать всем в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки».
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимает руки с одной стороны)
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: «Ура!» (машут руками)
- Спасибо!
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы)
Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай сделать самому – я пойму!» действительно пальчиковые игры полностью отвечают этим требованиям: слышу, вижу, делаю. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев, а философ И. Кант, что «Рука – это вышедший наружу мозг человека» «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори.
Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.
- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики рук, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем гладкие мячики и колючие (можно катать по ладошке, столу, коврику).
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад- вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).
Игра с использованием прищепок. Прищипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь-кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Пальчиковая игра «Башмачки»
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.
Игры с крупой.
(используем любую крупу : рис, пшено, горох).
Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями. Прежде чем приступить к рисованию, дайте ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Поиграть с крупой, потом разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребёнка и проведите по крупе. Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)
Насыпаем в ёмкость горох или фасоль, запускаем туда руку и изображаем, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Игры с макаронами. Различно развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все: пуговицы, бусины, макароны.
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
И смастерим для мамочки
Красивые подарочки.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
Очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Две руки.
Нам две руки природою даны.
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того.
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
- На память о нашей встрече примите вот эти буклеты, которые вам помогут заниматься с детьми дома.
Спасибо за внимание!