Подворотова Оксана
Мастер-класс для родителей «Развитие речевых навыков посредством речедвигательных упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с родителями
Участники: родители детей средней группы компенсирующей направленности.
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями речедвигательных упражнений в домашних условиях.
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить родителей с понятием «речевые навыки»;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речевых навыков посредством речедвигательных упражнений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Показать значимость применения речедвигательных упражнений для речевого развития дошкольников.
3. Познакомить с речедвигательными играми и упражнениями, направленными на формирование речевых навыков и развитие мелкой и общей моторики, которые можно проводить в домашних условиях;
Ход мастер-класса
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена упражнениям, и играм с движением, направленные на развитие речевых навыков у до-школьников.
Мы с ребятами проводим игровые упражнения для самомассажа. Я предлагаю вам со мной немного поиграть. Выполняют потирающие движения в соответствии с текстом.
- Вот мои глазки – глазоньки,
- вот мои ушки – ушеньки,
- вот мой носик – носок,
- вот мой ротик – роток,
- вот мои ручки,
-вот мои ножки.
- глазки смотрят и моргают (поморгали)
- ушки слушают, головы кивают (кивают головой)
- ручки хлопают (хлопают)
- ножки топают (топают)
- Вверх руками потянулись
- и друг другу улыбнулись.
Логопед: Выполнять движения в соответствии с текстом- это, казалось бы, просто и легко. То есть слушать и выполнять определенные движения. А вот выполнять движения и проговаривать определенный текст одновременно- это гораздо сложнее, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.
Но все же организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Это обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного цен-тров коры головного мозга. Именно поэтому мы занимаемся речедвигательными упражнениями. Они направлены на развитие общей и мелкой моторики, а так же речевых навыков. Некоторые из них мы сейчас проиграем вместе с вами.
1. Логопед: Игры «Шагалочки». Почему так называются? Потому что ребёнок шагает, но не ногами, а руками, точнее пальцами.
Вначале просто учимся «шагать» пальцами по столу одной рукой, затем двумя. За-тем шагаем пальчиками по различным дорожкам, затем проговариваем заученное стихо-творение. И только потом соединяем текст стиха с шаганием пальчиками. Например:
Стих. «Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.»
Стих: «Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Логопед: Это самый простой вариант проведения- нарисованная дорожка. Я хочу предложить вам изготовить свою дорожку из различных материалов: бусинки, пробочки, ткань, камешки, пуговицы, крупа, семена и т. п. Это поможет ребенку не просто шагать пальчиками, но почувствовать на ощупь различные предметы. Так же всем известно, что речь- на кончиках пальцев, и это для подушечек пальцев своего рода массаж. Выберите для своей дорожки фон, на котором она будет располагаться. Подумайте, какая у вас бу-дет дорожка, предварительно можно отметить точками, а потом приклеить свой выбран-ный материал. И, обязательно, забрать свои дорожки домой.
Звучит музыка. Родители выкладывают дорожки из подручных материалов. За-тем, пробуют шагать пальчиками по своим получившимся дорожкам и проговорить за ранее приготовленный текст.
2. Логопед: Предлагаю следующую методику «Расскажи стихи рука-ми». Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова. Предложен-ный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать вы сами или совместно с детьми.
Сначала рассказываю стишок. «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курочка с ведром, заливать кошкин дом.»
Затем, заучиваем определенные движения на каждое слово.
Затем, рассказываем вместе с движением.
- Я предлагаю вам разделиться на пары и выбрать стишок или мини-сказку. Прочитайте их, и попробуйте придумать простые движения руками. То есть, рассказать с помощью рук.
На выполнение заданий дается 5-7 минут. Затем, демонстрация получившихся стихов руками.
3. Логопед: И еще есть упражнения, направленные на речь с движением на общую координацию. Использование таких упражнений помогает исправлению двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Предлагаю всем встать, и повторять движения и текст за мной.
«По малину в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем (маршируют на месте)
Много ягод соберем, соберем, соберем, (имитируют, что собирают)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка, (поднимаются на носочки-руки вверх, потом руки вниз- показывают)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка». (хлопки в такт)
- Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Раздаю вам речедвигательное упраж-нение. Предлагаю прочитать и разучить движения в соответствии с текстом.
Дается несколько минут на разучивание небольшого речедвигательного упражнения. Затем, демонстрируется получившееся.
Рефлексия мастер-класса
Логопед: Благодарю вас за совместную творческую работу и продуктивную дея-тельность. И в завершении нашего мастер-класса, хочу попросить вас написать отзыв о мероприятии, и поставить отметку: 5- если вы были увлечены нашей работой, и с удо-вольствием будете применять это дома с ребенком. 4- если вы еще сомневаетесь, но считаете полученное интересным. 3- если вы многое уже знали, и просто решили поучаствовать в совместной деятельности.