Ирина Устюжанина
Мастер-класс для родителей «Разработка маршрута «Дом — школа — дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Разработка маршрута «Дом – школа - дом»
педагога дополнительного образования «Центр «Меридиан» Устюжаниной И. В.
(В форме ролевой игры педагоги - родители)
Уважаемые родители, ваш ребенок подрастает, и ему нужно посещать ОУ, кружки, бассейн и др. Поэтому тема безопасного маршрута актуальна для любого образовательного учреждения (ОУ) в начале года, а для коррекционных ОУ она актуальна для каждого выхода из дома, пока дети не станут самостоятельными. Поэтому ни один путь ребёнка нельзя начинать без повторения безопасного маршрута.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Разработка маршрута „Дом — школа — дом“» размещена в разделах
Нужно учить детей быть внимательными: видеть, слышать, действовать, соблюдая правила. Чтобы ваше сердце было спокойным, нужно научить ребенка оценивать дорожную ситуацию, развивать навыки безопасного перехода проезжей части и выбирать самый надежный и правильный путь.
Большую пользу принесет совместная отработка маршрутов, по которым ребенок ходит с вами. Мы предлагаем вам отработку маршрута «Дом - школа - дом», аналогично которому можно разработать и безопасные пути в другие точки следования.
Когда вы уже определились с выбором школы и знаете, где она находится, нужно в свободное время вместе с ребенком пойти до школы, выбирая самый безопасный путь.
Перед тем, как вы выйдете из дома, поговорите с будущим учеником о том, что теперь он будет сам отвечать за свою безопасность и должен оправдать ваше доверие, а, значит, не нарушать правила и быть особенно внимательным, когда он идет не с вами, а с другими родственниками. Обговорите, на что нужно обратить внимание по пути в школу (выход из подъезда, арки, дорожные ловушки, автомобильные парковки, частое отсутствие тротуаров во дворах, участки тротуаров, где часто проезжают автомобили, как найти место перехода проезжей части (зебра, дорожные знаки, светофоры) и как правильно перейти на другую сторону дороги. Возьмите с собой блокнот, простой и цветные карандаши и вместе с ребенком пройдите путь до школы, делая черновые зарисовки и обозначая все атрибуты безопасности, все ловушки и возможные опасности. Если не умеете рисовать, то распечатайте из 2ГИС цветную картинку нужного микроучастка. Договоритесь, что опасные места (выход из подъезда на тротуар, где ездят транспортные средства, арки, углы домов) вы будете обозначать восклицательным знаком или красным флажком, а безопасный путь - зеленым карандашом. Дома, магазины, киоски и т д. можно сфотографировать и потом разместить на схеме, чтобы изображенные улицы были более узнаваемы.
На вашем черновике необходимо отобразить реальную картину всего пути до школы - дома, название улиц, тротуары, проезжую часть, дорожные знаки, зебру, подземные пешеходные переходы, светофоры.
Двигаясь в сторону школы и делая зарисовки, комментируйте все, на что ребенок должен обращать внимание, куда смотреть и что видеть. Просите его отвечать на ваши вопросы, активизируя внимание и делая акцент на запоминание.
Подойдя к проезжей части, вместе с ребёнком найдите место для перехода и подойдите к нему (подземный или наземный пешеходный переход). Остановитесь подальше от бордюра и покажите ребенку дорожные знаки, переход, зебру, транспортный и пешеходный светофоры (если они есть). При наличии светофора, наблюдая за сменой сигналов, объясняйте, как пешеход должен вести себя, подчиняясь сигналам пешеходного, а при его поломке или отсутствии - транспортного светофора. Понаблюдайте, как параллельно работают эти светофоры, обратите внимание ребенка на то, что когда горит зеленый или желтый сигнал транспортного светофора, на пешеходном светофоре – красный, запрещающий сигнал.
Покажите маленькому пешеходу опасную ситуацию, когда переход дороги может быть опасным даже при разрешающем сигнале светофора - быстро едущие транспортные средства, автомобили с сиреной, препятствия, закрывающие обзор проезжей части.
Перед переходом проезжей части напомните ребенку, что зебра, дорожные знаки «пешеходный переход», зеленый сигнал пешеходного светофора лишь разрешают движение, а безопасность нужно обеспечить себе самому. Для этого нужно до перехода проезжей части остановиться, закончить разговоры с попутчиком. Посмотреть налево, направо и еще раз налево. Дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны. Движущееся транспортное средство должно быть не ближе, чем за 200 метров (за четвертым осветительным столбом вдоль дороги). Помимо зрительного контроля за дорогой необходимо послушать, нет ли звуков приближающегося автомобиля, сирен. Запретите ребенку пользоваться наушниками и телефоном, когда он переходит проезжую часть.
На регулируемом пешеходном переходе убедите ребенка, что начинать движение через проезжую часть нужно только на начало горения зеленого сигнала пешеходного светофора, чтобы успеть завершить переход, не останавливаясь посередине дороги.
Не всегда дорога до школы оборудована необходимыми средствами регулирования. Нужно научить ребенка безопасно переходить любую проезжую часть, соблюдая осторожность.
Обсудите дома сделанный вами черновик и отложите его до следующей полезной прогулки до школы. Пройдите маршрут по наброскам черновика еще два раза, дополните его, внесите необходимые поправки. Дома с помощью фотографий, карандашей и аппликаций сделайте красивую, грамотную и понятную для ребенка схему безопасного маршрута «Дом - школа - дом».
После изготовления схемы откопируйте ее и возьмите с собой на отработку безопасного маршрута. Теперь попросите ребенка идти так, как будто вас рядом нет. Пусть он комментирует вам свой путь так, как будто учит вас. Можно взять с собой друга или младшего братика, сестренку и попросить ребёнка рассказать, как безопасно дойти до школы. Алгоритм перехода проезжей части ребенок должен знать только на отлично, не пропуская ни одного пункта следования, видя и слыша все предполагаемые опасности. Отрабатывать самостоятельный путь до школы нужно до тех пор, пока вы не убедитесь, что у ребенка сформировался навык ориентирования в дорожной ситуации, навык безопасного перехода проезжей части.
Если на вашем маршруте встречается двойной тротуар, с велосипедной дорожкой, то нужно идти по пешеходной стороне держать ребёнка за запястье и взрослый ближе к велосипедной дорожке.
Если до ОУ будете добираться общественным транспортом, то нужно подготовить две схемы: от подъезда до остановки транспорта и по приезду от остановки до крыльца школы. Обязательно разобрать правила поведения на остановках и в салоне транспорта, особое внимание уделить поведению на трамвайной остановке со специальной площадкой и без неё. На площадке нужно стоять лицом к движению транспорта, в случае длительного ожидания транспорта контролировать своё положение относительно рельсов и проезжей части, избегать приближения к ним. На рельсах ожидать трамвай запрещено, нужно на тротуаре рядом со знаком «Место ожидания трамвая». Переходить, только в тот момент, когда транспортные средства все остановятся, предоставляя преимущество выходящим пассажирам. Очень важно грамотно переходить проезжую часть, особенно на трамвайной остановке при отсутствии специальной площадки. Обходить трамвай нельзя, на рельсах и рядом с ними, тоже опасно, поэтому сначала перейти на ближайший тротуар, не пересекая рельсы, а затем всю проезжую часть и трамвайные пути по пешеходному переходу.
Для старших детей, которые начинают ходить самостоятельно в школу предлагаем весной провести презентацию на лучшее выступление по защите маршрута «Дом – школа - дом», потом на начало года повторить лучшие выступления для младших детей.
Сейчас посмотрим ролик, который наглядно покажет работу по теме моего выступления.
Есть ли ко мне вопросы.
Спасибо за внимание.
Безопасных вам дорог и радости от общения с детьми!