Ольга Нерослова
Мастер-класс для родителей на городском родительском собрании «Экспериментируем дома вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование – это особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Детское экспериментирование оказывает огромное влияние
на развитие у дошкольников:
- логического мышления,
мыслительных операций
- памяти
- внимания
- речи
- познавательной активности,
любознательности
- самостоятельности, активности
- интереса к исследованию окружающего мира
- активизирует восприятие нового материала
Публикация «Мастер-класс для родителей на городском родительском собрании „Экспериментируем дома вместе с детьми“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Детское экспериментирование как способ познания учит ребё нка:
- принимать цель опыта и ставить её самостоятельно.
- использовать в экспериментальной деятельности сенсорные способы, имеющийся личностный опыт.
- элементарно планировать ход эксперимента и делать выводы.
- выдвигать предположения о причинах и результатах изучаемых объектов и явлений.
- замечать противоречия в суждениях.
- использовать различные способы проверки предположений (эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения, экспериментальные действия).
- делать «маленькие открытия».
- сравнивать объекты и явления по признакам сходства и различия, устанавливать частные и общие связи.
- самостоятельно применять знания при анализе ситуаций.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.
В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающего мир и т. п.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Экспериментируем дома.
Экспериментировать с ребёнком Вы, родители, можете и в домашних условиях. Сейчас я предлагаю Вам провести нескольких опытов, которые можно проделать дома вместе с ребёнком. Я буду взрослым, а Вы – детьми.
Опыт «Извержение вулкана»
по химическому взаимодействию веществ между собой.
Цель: формирование познавательного интереса к исследованию окружающего мира в процессе знакомства со свойствами и взаимодействию веществ.
Перед тем, как провести данный опыт, ребёнку необходимо в доступной форме рассказать о вулкане, его строении, причинах и процессе извержения.
Опыт: Взрослый предлагает ребёнку отправиться в путешествие. Спрашивает ребё нка: Где бы ты хотел очутиться? А в горах ты когда-нибудь был? Хочешь побывать там? При положительном ответе ребёнка предложить ему закрыть глаза, и в это время поставить перед ним самодельный макет вулкана. Когда ребёнок откроет глаза, предложить ему рассмотреть макет и спросить его: Как ты думаешь, это обычная гора? А что в ней особенного? (отверстие сверху) А ты знаешь, как называется такая гора? ВУЛКАН. А что это за отверстие? КРАТЕР. Хочешь увидеть, как извергается вулкан? Поможешь мне «оживить» его?
Поставить перед ребёнком бутылочку с водой, окрашенной в красный цвет и 2 мисочки: с содой и лимонной кислотой, 2 чистых блюдца и маленькую ложечку.
Провести опыт. При химической реакции соды и лимонной кислоты с водой спросить ребё нка: Что происходит? Помочь ребёнку сделать вывод о том, что некоторые вещества при смешении дают бурную химическую реакцию.
Опыт «Зеркальный лабиринт»
на изучение свойств зеркального отражения.
Цель: развитие логического мышления ребёнка, познавательных способностей, ознакомление со свойствами отражающих поверхностей.
Опыт: Хочешь поиграть? Смотри, что у меня есть? Кошечке очень нужна твоя помощь! Она заблудилась и не может найти дорогу домой. Поможешь ей? Ребёнок проводит фломастером по лабиринту и находит дорожку к домику. Умница, а хочешь помочь ещё собачке? Только он заблудилась не здесь, а зазеркалье. Ты же знаешь, что в стране Зазеркалье всё наоборот! Предлагаю ребёнку поиграть с лабиринтом, отражённым в зеркале. Спросить ребё нка: кому было помогать легче: кошке или собачке? Почему?
Опыты «Живая змейка»
на ознакомление с магнитом.
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Опыт: взрослый показывает вырезанную из бумаги змею с прикреплённой к её голове скрепкой. Спрашивает ребё нка: Хочешь поиграть со змейкой? Как же сделать, чтобы змейка ползала и поднимала голову, не касаясь её руками? Пусть ребёнок предложит свои варианты. Взрослый надевает варежку, внутри которой лежит магнит и играет со змеёй. Спрашивает ребё нка: Что происходит? Почему она ползет, поднимает голову? Как ты думаешь, как у меня это получилось? Показывает ребёнку магнит. Даёт попробовать ребёнку поиграть со змейкой. В доступной форме объясняет малышу понятие «магнетизм».
Вывод: магнит заставляет металлические предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения предметов.
Опыт «Воздух умеет расширяться и сжиматься»
Цель: развивать познавательные способности, логическое мышление ребёнка, умение устанавливать логические взаимосвязи, делать элементарные выводы в процессе ознакомления со свойствами воздуха.
До проведения опыта ребёнок должен иметь представление о том, что воздух состоит их мельчайших подвижных частиц. Поскольку у детей мышление наглядно-образное, то хорошо бы познакомить ребёнка с теорией маленьких человечков (показать родителям схемы различных состояний веществ по теории маленьких человечков (ТРИЗ).
Опыт: Предложить ребёнку шарик. Что это? Что с ним можно делать? Почему шарик надувается? А как ещё можно надуть шарик? (насосом). А я умею надувать шарик совсем по-другому. Хочешь узнать, как? Поможешь мне? Достаю из снега (морозильника) пластиковую бутылку с плотно закрытой крышкой. Предлагаю ребёнку потрогать бутылку? Какая она на ощупь? Что внутри бутылки? (воздух) Если бутылка холодная, значит и воздух в бутылке какой? Давай представим, как там холодно человечкам воздуха. Они, наверно, жмутся друг к другу поближе и дрожат. Давай наденем наш шарик на бутылочку. Что-нибудь происходит? Человечкам воздуха холодно, и они не хотят надувать шарик. Давай попробуем их согреть. Поставь бутылочку в миску, а я налью в миску горячей воды. Что происходит? Почему надувается шарик? Подвести ребёнка к самостоятельному выводу о том, что при нагревании воздух расширяется (человечки воздуха разлетаются в разные стороны от радости и надувают шарик, а при охлаждении сжимается.
После опыта рассказать родителям о том, как можно показать ребёнку обратный процесс (сжатия воздуха).
Опыт-фокус «Дырка в руке»
на ознакомление с оптическими иллюзиями,
изучение особенностей бинокулярного зрения человека.
Цель: развивать познавательные способности, логическое мышление ребёнка, познакомить в понятием «оптическая иллюзия» (или «обман зрения»).
Опыт: Предложить родителям посмотреть на свою руку. Целая ли она, нет ли в руке дырки? А хотите увидеть дырку в руке? Раздаю вам вот такие трубочки-волшебницы, трубочки настоящего фокусника! Чтобы в вашей руке появилась дырка, нужно поднести трубочку правой рукой к правому глазу (или левой рукой к левому) – кому как удобнее, а другую ладонь руки поднести к другому концу трубочки. Затем нужно посмотреть на руку двумя глазами сразу: одним глазом через трубочку, а другим просто вперёд. Направлять взгляд глаз нужно как бы «сквозь» руку». Видите дырку в вашей руке? Она находится не в том месте, где ладонь соприкасается с трубкой, о напротив глаза без трубки! Эта особенность бинокулярного зрения называется проекцией!
Правила для родителей
1. Прививайте ребё нку тягу к познанию: не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Единственное безоговорочное требование – его безопасность. Пусть познание мира станет для него приятным занятием.
2. Старайтесь принимать заинтересованное участие во всех познавательно-исследовательских занятиях своего ребёнка.
3. Держите дома как можно больше разнообразного материала, который может послужить объектом для детского исследования: магнитики, детскую лупу, зеркало, сыпучие материалы (крупы, песок и т. п., соломинки для сока, пластиковые прозрачные баночки, стаканчики, мелкие предметы, изготовленные из различных материалов, кусочки ткани, плёнки, губки, кожи, вата, ватные палочки и т. д.
4. Старайтесь процесс экспериментирования сделать захватывающим для ребёнка или, по крайней мере, интересным. Помните: Ваш ребёнок слишком мал, чтобы понять ценность задания, а скука поистине универсальный «выключатель».
5. Вовлекать в опытническую деятельность ребёнка нужно через сюрприз, игру, какую-то естественную бытовую ситуацию. Не следует превращать детское экспериментирование в «школьный урок».
6. В ходе любого опыта, исследования никогда не давайте сразу прямого исчерпывающего ответа о сути эксперимента, ведь главной нашей целью и самым ценным итогом любого опыта для ребёнка должно стать маленькое «открытие», сделанное им самим! (или, по крайней мере, с небольшой помощью взрослого)
7. Чаще хвалите ребёнка не только за конечный результат его усилий, но и за старание. Ваша цель не столько научить чему-либо, сколько привить стремление и любовь к познавательной деятельности.