Наталья Бородинова
Мастер-класс для родителей «Игры для развития чувства ритма у детей в свободной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития чувства ритма у детей в свободной деятельности
«…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм»
Г. Нейгауз
Удивителен и многообразен мир музыки. Это - народная песня, классическая и эстрадная музыка, государственные гимны и незатейливая детская песенка.
Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры для развития чувства ритма у детей в свободной деятельности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Определяющим моментом является работа под равномерную движущуюся пульсацию, которая является основой основ всей ритмической работы.
У детей необходимо изначально воспитывать умение слышать эту пульсацию, подчиняя ей исполнение словесного текста, ритмических последовательностей, а в целом - музыкального произведения (песня, музыкальная игра).
Работа по развитию чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоничному развитию ребенка.
И. М. Каплунова, автор программы «Ладушки», не устает повторять, как важно развить у ребенка чувство ритма. Цель программы - музы-кально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности. Основная задача- введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, что не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
В ритмические игры дети играют с удовольствием. И чтобы процессы развития восприятия были целостными, необходимо, чтобы воспитатель сам правильно воспроизводил ритм, и мог в свободной деятельности грамотно помочь детям.
Поэтому все, что мы делаем на занятиях музыкой, воспитатели закрепляют в группе. Так, мы придумываем и прохлопываем имена гусеницам, проговариваем и воспроизводим имена пассажиров в паровозике, используя пособие И. М. Каплуновой.
Иногда ритмическая игра рождается «сама собой». Выбирая шапочки для «Огородной-хороводной» обр. Можжевелова («Праздник каждый день», средняя группа, ребята обратили внимание на то, что если прохлопать названия овощей, получается стихотворение.
Практическая работа.
Попробуйте проговорить и прохлопать названия овощей и фруктов, выложив их в определенной последовательности.
О-гу-рец, по-ми-дор, ка-ба-чок, свек-ла, бак-ла-жан, чес-нок,пе-рец,лук! Звучит как стихотворение и четко чувствуется ритмическая пульсация? Отлично! А если одновременно с хлопками пропеть названия как восходящую гамму, получается песенка. Пока мама на кухне варит борщ или режет салат, ребенок занят с пользой! Вместо овощей можно называть мебель, посуду, готовую еду и пр.
Ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всем организмом человека. Поэтому дети с удовольствием воспроизводят ритм не только хлопками или на музыкальных инструментах, но и с помощью боди-перкуссии. Я предлагаю ребятам варианты ритмических игр с использованием топанья, стучания, шуршания, щелканья и т. д. Важны многократность повторения ритмического рисунка и темп. Поэтому пьесу «В пещере горного короля» Э Грига («Праздник каждый день», подготовительная группа) мы слушаем, используя прием, в котором участвует вся группа, это не только объединяет детей, но и развивает координацию. Для того, чтобы почувствовать ритм, необходимо его многократное повторение, что и происходит в данном случае. В конце пьесы добавляем акценты хлопками, топанием и стучанием по коленям. Дома можно играть в такую игру всей семьей, решая в игре сразу несколько задач: развивать чувство ритма, закреплять ориентировку (право-лево, да и просто провести время весело.
Практическая работа - активное слушание с боди-перкуссией «В пещере горного короля» Э. Грига.
Музыкальный ритм имеет не только моторную, но, прежде всего, эмоциональную природу. Поэтому ритмические упражнения важны и для нервной системы ребенка. С их помощью можно не только успокоить перевозбужденных, но и активизировать зажатых детей.
«Вальс» Делиба из балета «Коппелия» - это не только ритмическое упражнение для освоения плавных движений, оно научит ребенка владеть своим телом, поможет снять зажимы, даст возможность просто получить удовольствие. Здесь в ход пойдут любые предметы, с которыми можно двигаться плавно- ленты, косынки, пакеты для мусора, перышки. Да и музыка подойдет любая, главное, чтобы она была плавная. Ритмические игры с подручными материалами по выбору детей развивают у них способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность.
Практическая работа - «Вальс» Делиба с использованием боди-перкуссии и подручных материалов по выбору (пакеты, ленты).
Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Из многообразия форм мы выбираем те, что приемлемы для нас, мы экспериментируем, добавляем свое, придумываем что-то новое.
Дети всегда готовы немножко побаловаться, поэтому мы даем им возможность это делать с пользой.
Всем знакома известная игра «в классики»? Из подручных материалов (столовая клеенка, липкая лента или самоклейка) сооружаем прямо на полу или ковре поле или дорожку для прыгания, обсждаем с ребятами, как можно это поле использовать, обговариваем правила, находим подходящую «прыгательную» музыку, заодно выяснив, какая она должна быть. Правила в общем просты - прыгать нужно на сильную долю музыки. Это главное. А дальше- даем волю фантазии: одновременно с прыжком можно хлопнуть в ладоши столько раз, сколько кружочков в поле, прыгать могут и два человека одновременно, прыгать можно с поворотами вправо-влево-задом наперед и т. д.
Практическая работа- «ритм-классики» .
Хорошо развитое чувство ритма поможет нашим детям и в заучивании стихов, ведь стихотворная рифма – это тоже ритм. Надеюсь, что наш мастер -класс положит начало самому важному - наши дети поймут, что играть можно с пользой, а учиться- это интересно!
Предлагаю напоследок забыть о том, что вы взрослые серьезные люди и просто получить удовольствие от совместного исполнения, прекрасной музыки и хорошей компании.
Практическая работа по показу - ритм-ладошки, трек «Ладушки» И. Каплуновой.