наталья шамова
Мастер-класс для родителей «Компьютерный мир в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором, компьютером и мобильным телефоном; показать их влияние на психику маленького ребёнка.
Задачи:
Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера, телевизора и мобильного телефона в жизни дошкольника.
Определить, что целесообразно смотреть дошкольнику.
Показать возможности использования компьютера и телевизора для развития ребёнка.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Компьютерный мир в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.
Показать влияние просмотров на психику маленького ребёнка.
Повысить уровень компетентности родителей в выборе компьютерных развивающих игр и телепередач.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, проектор, маркеры, презентация «Игры на развитие внимания», СД-диск «Моя мама-логопед», условные значки с тематическими изображениями.
Раздаточный материал: Памятки «Игры, направленные на развитие фонематического слуха», «Игры, направленные на развитие связной речи», буклет «Ребёнок и телевизор».
Музыкальный ряд: музыкальное сопровождение (из программы «Своя игра», к/ф «Маска»).
Ход мероприятия:
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на втором заседании нашего родительского клуба «Речевичок». Сегодня мы обсудим пользу и вред компьютеров, телевидения и использования мобильных телефонов в жизни наших детей.
Педагог-психолог: Мы живем в информационный век и уже не представляем себе жизнь без компьютера, телефона и телевизора. Практически все дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. Влияние СМИ очевидно. На сегодняшний момент это очень актуальная проблема. В последнее время родителям всё чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников. Это могут быть: скованность, ранимость, недостаточное развитие речи, агрессивность и демонстративность.
Учитель-логопед: Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию. Возможности телевидения и компьютера в развитии ребенка очевидны. Они помогают детям находить ответы на те, вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; понять что такое “хорошо” и что такое “плохо”, узнавать о различных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию, наконец, занять свободное время ребенка. Вместе с тем это влияние на детей далеко не однозначно.
Педагог-психолог: Общение с информационными гаджетами - одностороннее, ребёнок не является собеседником, поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли и общаться со сверстниками.
Учитель-логопед: Какое еще влияние оказывает просмотр телепередач или видеопрограмм, компьютерных игр детьми дошкольного возраста?
Физиологическое влияние: Зрительный анализатор созревает лишь к 7-8 годам. Для того чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. Это происходит неосознанно и незаметно, и никак не зависит от нашей воли, расстояния до телевизора, освещения и других факторов. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения не могут сдержать последующих нарушений. Выводы всех физиологов и врачей очень просты и категоричны. До четырёх, а лучше до пяти лет детям вообще не рекомендуется смотреть телевизор и компьютерные видеопрограммы. Причем объясняется это не только нагрузкой на глаза, но и перегрузкой центральной нервной системы.
Педагог-психолог: Психологическое влияния: Сейчас количество времени, проведенное дошкольниками у экрана, превышает количество времени их общения со взрослыми в семье. Ведь когда ребенок у экрана телевизора или компьютера – это удобно нам, взрослым. Малыш занят, вроде бы смотрит что-то, не пристает с вопросами, не надо за ним убирать игрушки, не надо оттирать от стола краски и пластилин, можно в это время заняться своими делами и отдохнуть, в конце концов и т. д. Да, это удобно! Вот последствия. Отставание в развитии речи. Речь развивается только в живом общении с людьми! Когда ребенок смотрит видео, он увлечен постоянно сменяющимися картинками и не слышит текста. Ребёнку нужно общение с родителями в творческой деятельности – лепке, игре, рисовании, труде, на прогулке и дома! А экран никогда не сможет заменить этого общения!
Учитель-логопед: Как вы думаете, какие телепередачи положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот? (ответы родителей)
Согласны ли вы, что надо беседовать с детьми на различные темы после просмотра телепередач? (ответы родителей)
Какие отрицательные стороны вы думаете, есть у СМИ, интернета? Как они влияют на развитие речи и общение со сверстниками и родителями? (ответы родителей)
Педагог-психолог: Сегодня представлен широкий выбор развивающих игр для детей всех возрастных категорий, не стоит ограничивать ребенка в выборе, следите только за тем, чтобы он не отдавал предпочтение играм с элементами насилия и жестокости. Обращайте внимание на игры, на тот поток информации, который льётся с экрана телевизора или компьютера. Необходимо ввести цензуру на просмотр телепередач и компьютерных игр. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации. Интересуйтесь, какие игры ему нравятся, какие книги, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, почему? Старайтесь сами подбирать телепередачи и компьютерные игры для ребенка. Не используйте телевизор и компьютер в качестве награды за хорошие поступки. Если не вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться со своими эмоциями.
Учитель-логопед: Давайте познакомимся с рядом развивающих игр, направленных на развитие фонематического слуха и связной речи.
Игра «Колокольчики»
У вас на стульчиках лежат условные значки. Я попрошу выйти тех, кому достался колокольчик (выходят 5 человек). Мы узнаем, кто из вас лучше слУшает и слЫшит звуки (развитие внимания и неречевого слуха). (СД-Моя мама логопед, неречевой слух – колокольчики – 3-5мин.). (родители играют)
Учитель-логопед: Спасибо за участие, присаживайтесь.
Игра «Музыкальные инструменты»
Поднимите ручки те, кому достались музыкальные инструменты. Мы отправляемся в музыкальную школу. У вас задача посложнее – вам нужно будет не только услышать музыкальные инструменты, но и установить последовательность их звучания. (развитие внимания, определение последовательности звучания музыкальных инструментов). (СД-Моя мама логопед, неречевой слух – музыкальные инструменты – 3-5мин.). (родители играют)
Учитель-логопед: Спасибо, займите свои места. А теперь скажите мне, чему вы научились в этих играх? (научились слушать и различать неречевые звуки).
Педагог-психолог: А не засиделись ли вы, друзья? Мы предлагаем вам размяться. Все становимся в круг. Начали.
Музыкальная физминутка (музыка из к\ф «Маска»)
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо-
Не начать ли все сначала? (повторить 2 раза)
Учитель-логопед: Я приглашаю во фруктовый сад тех, кому достались фрукты. Вам нужно описать фрукты из нашего сада (расширение словарного запаса и употребление в речи качественных прилагательных). (3 человека) (СД-Моя мама логопед, составление описания. Развитие связной речи – 2-3 мин.). (родители играют)
А теперь на машине времени мы переправимся в лето. Подойдите ко мне те, у кого в руках сюжетные картинки. Ваша задача – прослушать рассказ, расположить картинки с определенной последовательностью и пересказать текст. (Развитие связной речи по сюжетным картинкам). СД-Моя мама логопед. Развитие связной речи).(2 человека) (родители играют)
Учитель-логопед: Присаживайтесь на свои места. Скажите, чему вы научились, выполняя эти задания? (Научились описывать предметы и составлять рассказ по картинкам). Спасибо за участие.
Педагог-психолог: Не менее важным в жизни ребёнка является формирование и развитие всех психических процессов, таких как: память, внимание, мышление, логика, речь. Предлагаю вам проверить ваше внимание с помощью компьютерных игр.
(включаем презентацию «Игры на развитие внимания»)
Игра «Найди такой же»
Задание: Покажи в на картинке 2 одинаковых предмета!
Игра «Найди чья тень»
Задание: Кликни по той картинке, тень которой нарисована слева.
Игра «Животные»
Задание: Назови животных, которые спрятались на картинке!
Развивающая игра «Найди недостающий фрагмент»
Цель игры: развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, глазомера у ребенка.
Задание: Выбери из трех фрагментов-картинок правильный, именно тот, который вырезан из большой картинки, если ответ правильный, то ты перейдешь к следующему заданию!
Педагог-психолог: Спасибо за участие. Справились с заданиями. Но не забывайте, что после работы за компьютером или после просмотра телевизора необходимо делать гимнастику для глаз, которую я сейчас для вас проведу.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до трёх. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Педагог-психолог: В завершении нашего заседания, хотелось бы сделать вывод о том, что телевидение и компьютер способны стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. В какие компьютерные игры играют. Главное, чтобы мы - родители и наши дети - не попали в зависимость от телевизора и компьютера, не заболели телеманией и компьютерной зависимостью, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. К сожалению, мало кто из нас, особенно в молодом возрасте, об этом задумывается. "Береги одежку с нову, а честь смолоду" - говорит народная пословица. То же самое, мы считаем, можно сказать и о здоровье человека: свое здоровье нужно беречь смолоду.