Эрфан Анастасия
Мастер-класс для родителей «Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома?»
Подготовила учитель – логопед Эрфан А. В.
Цель (слайд 2):
Рассказать об артикуляционной гимнастике как основе правильного звукопроизношения, а также показ приёмов, которые необходимы при проведении артикуляционной гимнастики дома.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома?“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
• познакомить родителей с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома;
• развивать мышцы артикуляционного аппарата при помощи упражнений;
• развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-логопедом в совместной деятельности.
Оборудование:
индивидуальные зеркала по количеству участников, салфетки, презентация с артикуляционными упражнениями.
Предварительная работа: разучивание с детьми комплекса артикуляционных упражнений.
Планируемый результат:
1) Родители получат более подробную информацию об артикуляционной гимнастике дома благодаря теоретической и практической части мастер – класса.
2) Получение родителями навыков проведения артикуляционной гимнастики и осуществление контроля при выполнении упражнений дома и, при необходимости, оказание помощи детям.
3) Развитие эмоционального контакта родителей с детьми.
План мастер-класса (слайд 3):
1. Знакомство с целью мастер – класса и основными задачами.
2. Знакомство с определением «Артикуляционная гимнастика» и для чего она нужна.
3. Методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.
4. Выполнение упражнений для губ, языка и щёк.
5. Советы учителя – логопеда для родителей.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома?»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Сегодня мы поговорим про развитие речевого аппарата.
Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Родители могут столкнуться с такой проблемой, как нежелание ребёнка заниматься. Для того, чтобы избежать эту проблему, нужно заинтересовать ребёнка. Ведущий вид деятельности у дошкольников – игровой. Значит, упражнения должны проходить в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика – это основа формирования речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики (слайд 4,5):
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом при достаточном освещении.
4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз под счёт.
5. Сначала упражнения выполняются после показа взрослого. Можно использовать стихотворения или показ картинок для поддержания интереса ребёнка.
6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
7. Важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
8. Движения должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы).
9. Темп движений изначально несколько замедлен, постепенно становится быстрее. В конечном итоге темп движения становится произвольным – медленный или быстрый.
10. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
11. Родители обязательно контролируют правильность выполнения упражнений.
Упражнения для губ (слайд 6, 7)
1. «Улыбка». Зубы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбке.
Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
2. «Трубочка» (хоботок) Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Статические упражнения для языка (слайды 8-12)
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язычок лопаткой положи.
И подсчет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо убирать.
2. «Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась «чашечка».
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
3. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык иголочкой тяну.
Не подходи!
Я уколю!
4. «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз.
5. «Грибок». Улыбнуться открыть рот, присосать широкий язык к небу, кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык к небу, то предложите ребенку пощелкать языком как лошадка.
Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
Динамические упражнения для языка (слайды 13-16)
(выработка координации и точности движений)
1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
3. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
4. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Скачет резвая лошадка,
По дорожке ровной, гладкой.
Язычком пощёлкай громко
Стук копыт услышишь звонкий.
Упражнения для щёк (слайды 17-18)
1. «Хомячок». Надувать одновременно обе щеки.
Рыжий Хомка-хомячёк,
Настоящий толстячок!
За щекой зерно хранит,
Пожуёт и снова спит.
2. «Худышка». При сомкнутых губах и опущенной нижней челюсти, втягивать щёки в ротовую полость.
Советы учителя – логопеда для родителей (слайд 19)
1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
2. Каждый день читайте ребёнку. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
3. Чаще разговаривайте с ребёнком, отвечайте на все его вопросы полными предложениями.
4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.
5. Нужно развивать мелкую моторику - то есть ребёнок как можно больше должен работать своими пальчиками. Подойдут шнуровки, палочки, конструктор и т. д. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга.