Елена Пономаренко
Мастер-класс для родителей «Играем со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Актуальность: Проведение данного «мастер – класса» считаю необходимым, для того, чтобы родители смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Теоретические основы.
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомим сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
Чем же звуки отличаются от букв?
(Звук – мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.) А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий, не встречает преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы: При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся». Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.)
Практическая часть:
Давайте поиграем (игры с родителями)
1. Организационный момент (дети называют слова на изученный на прошлом занятии звук) – тренировка памяти
2. Знакомство со звуком и буквой (логопед показывает, например. Букву А, с которой сегодня знакомимся, а дети у себя находят такую же букву; характеристика этого звука: гласный или согласный, правильное расположение органов артикуляции при произношении).
3. Закрепление образа буквы (прописали в воздухе, выложили из счетных палочек, пуговиц, ниточек) – развитие моторики.
4. Игра «Светофорчики» (логопед называет ряд звуков, ряд слогов, ряд слов, а дети, когда услышат, изучаемый звук поднимают карточку с буквой или хлопают в ладоши и тд.) – развитие фонематического восприятия.
5. Игра «Повтори слоги» (ап-оп-уп, па-по-пу….) – развитие памяти.
6. Игра «Эхо» (выделение и называние первого звука в звукосочетаниях, в обратных слогах, в словах) – развитие слухового восприятия.
7. Пальчиковая гимнастика (в соответствии с лексической темой недели) – развитие моторики пальцев.
8. Игра «Живые звуки» (логопед выкладывает слоги с знакомыми буквами, а дети у себя за столом, проговаривая какой первый звук, какой второй; также составляем небольшие слова) – звуковой анализ.
9. Игра «Определи место звука в слове» (у логопеда схема слова и фишки красного, синего, зеленого цвета на доске, и у каждого ребенка на столе; называем картинку и выделяем необходимый звук, ставим фишку в нужную клетку) – развитие слухового и зрительного восприятия.
10. Физминутка (в соответствии с лексической темой недели) – развитие умение согласовывать речь с движением.
11. Игра «Что изменилось?» (логопед выставляет 4-5 картинок, дети их запоминают. Затем меняет картинки местами или другими заменяет, а дети должны заметить, что изменилось) – развитие внимания и памяти.
12. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги; отпрыгать, прошагать, отхлопать и т. д.) – вычерчивание слоговых схем слов.
13. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам.
14. Игра «Магазин» (у детей «денежка» - это буква. Ребенок идет в магазин и покупает тот предмет или картинку в которой есть этот звук) –дифференцировка звуков, например, К-Х или К-КЬ и т. д.
Итог:
У кого какие вопросы?
Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.