Алсу Валиева
Мастер-класс для родителей и детей средней группы «Логопедические игры с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у родителей практические навыки профилактики речевых нарушений посредством развития мелкой и артикуляционной моторики.
Задачи:
1. Обогатить родителей знаниями о взаимосвязи развития мелкой и артикуляционной моторики и речи.
2. Учить родителей практическим приемам профилактики и преодоления речевых нарушений посредством развития артикуляционной и мелкой моторики.
3. Учить родителей и детей приемам массажа и самомассажа.
4. Вызвать интерес у родителей и детей к коррекционно-логопедической работе.
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей средней группы „Логопедические игры с мамой“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Мастер-классы для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
5. Укреплять детско-родительские отношения, обогащать семейный опыт положительными эмоциями и новыми впечатлениями совместной деятельности.
Оборудование: столы, стулья, проектор, ноутбук, зеркала, массажные мячики, кубики, ватные шарики, буклеты для родителей «Логопедические игры на каждый день».
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Логопед : Здравствуйте уважаемые родители я рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Логопедические игры с мамой».
Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимика языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Упражнения с соломкой
1. «Усы»
Ходят важные мужчины
с пышными усами.
Мы себе чудо-усы
наколдуем сами! (Удерживать соломинку у верхней губы. Можно с помощью кончика языка)
2. «Экскаватор»
Идет стройка полным ходом
Экскаватор трудится.
Выйдет дом у нас красивый,
Хорошо получится. (Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя)
3 «Дудочка»
Как играть на дудочке
Знают даже уточки.
Губки мы вперед потянем-тоже уточками станем!
4 Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
Также можно выполнять упражнения с сушками и чупа-чупсом. В конце мастер-класса я вам раздам памятки, которые можно делать дома со своими детьми.
Помните, что главное - это система! Занимайтесь ежедневно.
Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!
Логопед : Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
Развиваем речевое дыхание
Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха.
Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Дыхательные упражнения
Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру
«Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).
«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.
«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик, выдох ртом (живот вбираем в себя). Плечи при вдохе не поднимать!
«Воздушный футбол». Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик загоняя его между двумя кубиками.
• Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку. При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Обратите внимание!
• Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
«Свеча». Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Парашютик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение упражнения: На кончик носа прикрепить кусочек ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх.
Пальчиковая гимнастика
Как вы думаете, массаж какой части тела стимулирует развитие речи? (Массаж рук.)
А вы дома используете какие-нибудь элементы массажа? Покажите.
Вспомните «Сороку-ворону», это наш первый детский массаж.
— Сорока-ворона кашу варила, деток кормила:
(поочередно берёт пальчик- мизинец, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала, этому дала, этому дала, а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил!
Тебе нет ничего!
А почему массаж рук так важен в речевом развитии? (Ответы родителей.)
Правильно, зоны, отвечающие за движение пальцев рук и речь расположены очень близко.
Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Массаж кистей рук выполняется также мамой ребенку.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
Логопед : Дорогие мамочки массаж рук можно проводить также и с предметами.
Логопед показывает коробку с предметами для массажа - тренажеры для рук, массажные каталочки, мячики, перышки, орехи.
А вот какие ёжики к нам прибежали.
Логопед раздает детям массажные мячики.
Самомассаж выполняют дети.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Логопед : Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Мы так много сегодня с вами играли.
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
А для чего мы делали гимнастику, массаж и играли с пальчиками? (Чтобы научиться красиво говорить.)
Дети, а что показалась вам сложным? (Ответы детей.)
Предлагаю написать отзыв, что вы узнали нового и полезного, а также то, о чем вы хотели бы узнать в следующей нашей встрече.
Звучит красивая музыка, дети приклеивают солнышки или тучки, логопед раздает родителям буклеты, дети и родители уходят.