юлия малькова
Мастер-класс для родителей детей раннего возраста «Поиграем с кубиками»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я расскажу об играх с кубиками для развития речи детей в возрасте 2-4 лет. Кубики берём разных форм, размеров, цветов. Кубики могут быть из разных игр. Можем играть на ковре, на столе, где угодно.
1. «Ведёрки». Можно предложить ребёнку разобрать кубики по цветам в цветные ведёрки, или банки, можно обклеить их цветной бумагой (красной, жёлтой, синей). Спрашиваем у ребё нка: «Какой цвет?», если ребёнок может назвать, замечательно, если нет, называем сами цвет и предлагаем найти такие же кубики, такого же цвета. Вот у меня, вот красный, вот красный, кладём в красное ведро. Произносим цвет и просим ребёнка повторить. Потом так же собираются желтые кубики в желтое ведерко и т. д.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей раннего возраста „Поиграем с кубиками“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для родителей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. «Большой-маленький». Можно строить домики. Вот это у нас большой домик, а это маленький. На большой домик можно посадить большого зайца, а на маленький можно посадить маленького зайчика. Т. е. мы вводим понятие большой-маленький, пытаемся понять, понимает ли нас ребёнок, пытаемся предложить ему, чтобы он показал и сказал, где большой, где маленький, и положил большого зайца к большому дому и маленького зайчика к маленькому домику. Можно делать средний вариант домика, можно делать самый большой, самый маленький. С этими домиками можно использовать матрёшек.
3. «Дорожка». Вы делаете дорожку. Дорожка может быть ровной, красивой, или совершенно неровной, из кубиков одного или разных цветов. Что по дорожке может ехать? Машинка. Вот она у нас поехала: «Би-би-би…» Куда едет машинка? Машинка едет в гараж. И вот мы делаем гараж для машинки. Вот такие ворота. У нас будет гараж для машинки. Ваша лексика: дорога, гараж, машина, грузовик, едет, приехала, уехала, ворота, открылись, закрылись. Машинка может ехать в город. Точно так же вы строите город. Вот у вас дома. Давайте построим дома вокруг дорожки. Вот у вас затормозила машинка около дома одного. Из неё вышли пассажиры и они пошли в дом, магазин, куда угодно. При этом ребёнок играет с машинкой, усваивает новые слова, обычно это очень нравится детям.
4. «Железная дорога». Машинки уехали в гараж и у нас приехал поезд. Вот железная дорога. Вот поезд. И он у нас поехал: «Ту-ту, ту-ту, чух-чух-чух». Здесь ещё хорошо отрабатывается чувство ритма. И вот здесь у нас железнодорожная станция. Здесь продаются билеты. А что есть у железнодорожной станции? Там есть кафе. Т. е. вы можете рассказывать ребёнку, о том, как купить билет, как подождать поезд, как поезд едет по расписанию и строить разные здания. Это будет отдельная касса, где продают билеты. Здесь будет скамейка, где можно посидеть. Т. е. у вас получился железнодорожный вокзал.
5. «Самолёт». Дальше летит самолет и все то же самое. Вот у нас взлётная полоса. Вот летит самолет воздух, в небо. А здесь у нас что? А здесь аэропорт. А в самолете кто? Самолетом управляет летчик, там есть стюардесса. Берем специальные фигурки с профессиями или обычные игрушки, например, зайца. Он будет летчиком и т. д.
6. «Ферма». Следующая постройка – это круг. Ребёнок узнает, что такое круг и пытается сделать круг вот таким образом. Что у нас получилось? А что угодно. Предположим это у нас ферма. И на ферме живут домашние животные: лошадь, корова и собака, которая их охраняет. Они домашние животные, они живут на ферме. И вот у нас собачка пошла в лес. Она сказала всем: «До свидания» и ушла. Топ-топ-топ. А корова спрашивает лошадку: «Мууу, куда пошла собачка?» А лошадка отвечает: «Иго-го, не знаю, пойдем посмотрим». И вот они вместе уходят и здесь опять любая лексика о том, что кушает корова, что она любит, что кушает лошадка, что она любит, что они по дороге травку щиплют немножко, кушают, что они пошли в лес за собачкой, потому что им интересно, что она там делает. Они могут пойти не в лес. Собачка может пойти в деревню, может пойти домой, куда угодно. Вот они у нас ушли.
7. «Школа». Дальше, что это у нас может быть? А это может у нас быть класс, школа. Вот мы ставим парты, столы, стулья, вот мы сажаем разных героев за эти парты, вот у нас будет сидеть зайчик, вот сидит мальчик, вот еще мальчик, вот мышка, любой набор игрушек. Ребёнок очень любит учить, поэтому он в этот момент становится учителем. Он может объяснить своим ученикам то, что обычно объясняют ему взрослые. Ребёнок может объяснить своим ученикам то, что надо чистить зубы, утром и вечером, что надо кушать во время, что надо быть аккуратным. Сначала вы ему объясняете, что «скажи то-то, то-то», а потом он объясняет ученикам. Фантазии детские совершенно нескончаемые, сначала ребёнок будет вас слушать, а потом у него фантазия уйдет далеко. Игра в школу очень нравится детям. Стенки тут могут быть больше, выше. Парты тоже могут быть разными. Вот, например, у нас самая высокая парта, самая большая парта для самой большой девочки. Самая маленькая парта для самой маленькой девочки и т. д.
8. «Высокий и низкий». Следующий вариант, это более сложные слова, чем маленький и большой, это высокий и низкий. Эти слова плохо запоминаются. Все говорят большой маленький. Вот у нас будет высокая башня, а вот у нас будет низкая башня.
9. «Космос». А вот это у нас не башня уже, это космический корабль. А куда космический корабль летит? В космос. А что такое космос? Для детей это абстрактное понятие. Мы летим к луне. Вот у нас луна. И есть звезды около луны. Летим к звёздам. На звездах могут быть разные приключения. Могут встречаться инопланетяне. Все эти истории зависят от возраста ребёнка. Т. е., если вы совсем маленькому ребёнку говорите о дифференциации цветов, то ребёнок 3-4-5 лет совершенно спокойно будет путешествовать по вселенной, изучать планеты, звёзды и будет очень доволен этой историей.
10. «Толстый-тонкий». Тоже понятие сложное для понимания. Все с удовольствием говорят большой-маленький, а вот толстый-тонкий – это уже сложнее. Вот у нас толстая башня, а вот здесь у нас тоненькая башенка. Делаем их одной высоты. Это толстая, а эта тонкая.
11. «Формы». Вы можете предложить ребёнку находить разные формы кубиков. Цилиндр маленькому ребёнку мы не говорим. А вот слово круг мы скажем. Найди круглый кубик. А найди квадратные кубики. А где у нас прямоугольники? Т. е. вы можете дифференцировать по формам: круг, прямоугольник и квадрат. Можно сначала соотносить нарисованные или вырезанные формы с похожими кубиками. «Покажи, найди такой же».
12. «Дом». Дальше мы строим дома. Дома могут быть огромные. Вот у нас дом, в котором живёт семья. Кстати к этому дому можно подъехать на машинке по дороге. Живет мама, папа и ребёнок. Давайте придумаем, кто, куда пойдет, и кто, что будет делать. Вот у нас мама пойдет на кухню. Вот у нас кухня. Что там мама будет делать на кухне? Готовить. На чём будет готовить? Мама готовит на плите. Вот мы ставим плиту. А в чем она готовит? А вот у нас кастрюля, а в этой кастрюле борщ. А из чего готовится борщ? … Называем овощи, то, что растет на грядке. А вот у нас сковородка. На сковородке жарятся котлеты. А что еще есть на кухне? А на кухне есть холодильник. А что ещё есть на кухне? Стол. Около стола стулья. И вот у нас пришёл папа с ребёнком, пришла мама, и они все сели на стулья, за стол и стали обедать. И вот у нас целая игра про кухню, о том, что там находится и все это с помощью кубиков. А потом спальня. А что у нас в спальне? А в спальне у нас кровать. Вот мы положим мальчика спать. А вот у нас шкаф будет. И каждую комнату так можно обговорить.
13. «Футбол». Далее построим ворота и будем играть в футбол. Играем с совсем маленькими детьми, чтобы координация рук была хорошей. Берём мячик и катим, а здесь нужно поймать и опять катить. Вот мишка катит мячик, а вот зайка ловит мячик. Можно дуть на ватный или теннисный шарик.
14. «Лес». Вот у нас деревья. И в лесу живут дикие животные. Лиса и медведь. Вот они у нас встретились и что говорят при встрече? «Здравствуй лиса. Здравствуй медведь». Вот они встретились и могут обсудить, где живёт лиса, где живёт медведь. Лиса живёт в норе, а медведь в берлоге. Можно рассказать какая лиса, какой медведь. Кто, чем питается. В лесу могут быть высокие и низкие деревья, толстые и тонкие. Дорожки и ручейки, мосты широкие и узкие, длинные и короткие. Т. е. можно вводить любую лексику.
15. «Мало-много». Так же можно вводить понятия мало-много с помощью кубиков. Вот мало кубиков, а вот много. Положи столько же в ведёрки.
16. «Цифры». В дальнейшем можно соотносить кубики, их количество с цифрами. Берем 1 кубик и цифру «1» и т. д.
17. «Буквы». Так же можно отрабатывать слияния букв в слоги. Вот у нас кубик С пошел в гости к кубику А, и они поздоровались С-С-СА и пошёл назад А-А-АС.