Ирина Панина
Мастер-класс для родителей «Чудеса на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: практическое освоение приемов песочной терапии и развивающих игр с песком.
Задачи:
- способствовать снятию напряжения, расслаблению;
- создавать интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Бросовый материал (стаканчики, контейнеры, воронки, мерные ложечки, мелкие игрушки, декор (цветы, ягоды, камешки, бусинки, машинки, буквы, цифры, соленое тесто, кисточки, трубочки.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Чудеса на песке“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход мастер-класса
Солнечное лето – самая любимая пора детишек всех возрастов. С огромным удовольствием дети проводят время на улице. Практически во всех дворах есть песочницы, в дошкольных учреждениях на игровых участках организованы песочные уголки или песочницы.
Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей.
Для игр с песком вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и другой бросовый материал.
А еще можно сделать вот такие интересные приспособления для игр с песком :
- "расчески" для песка из пластиковых лотков (разрезать пополам крышку зигзагом или волной)
- "разравниватель" для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)
Интересно закапывать разные части тела в песок, а потом откапывать их. Можно поиграть в такие игры:
• «Пальчиковые прятки»
Закопайте ручки ребенка в песочек и ищите пальчики по именам.
• «Отпечатки наших рук»
На влажном песке ребёнок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.
• «Отпечатки наших ног»
На влажном песке ребёнок делает отпечатки своей ноги в обуви. Затем дети рассматривают свои отпечатки, сравнивают их с отпечатками обуви других детей (рассматривают рисунок, сравнивают по длине и т. д.)
Очень любят дети играть с мокрым песком.
• «Пирожные»
Как мальчики, так и девочки любят печь из песка "пирожки". Украсить "песочную выпечку" можно цветами, ягодами и мелкими камушками.
• «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины можно подбирать по цвету, размеру и форме, находить для них подходящих пассажиров.
• «Замок из песка»
Увлекательное занятие - создавать целые игрушечные города, замки домики для животных в песочнице. Для игр с песком можно использовать как бросовый, так и природный материал.
• «Цветные заборчики»
Если взять с собой на прогулку цветные счетные палочки. Можно попросить ребенка построить из них забор. Для начала пусть он будет синим, потом можно усложнить задание, попросив чередовать палочки разного цвета.
• «Во саду ли, в огороде»
Вынесите пластмассовые овощи и фрукты и предложите ребенку посадить сад и огород. Территорию следует предварительно очертить. Можно продолжить игру, описывая каждый фрукт и овощ по форме, цвету и вкусу.
• «Детские секретики»
Интересная игра с песком - закапывать в него различные "сокровища", а потом их искать и откапывать. Чтобы сделать такие игры с песком более развивающими, закапайте в песок буквы или цифры. Ребенок находит буковки и называет их.
• «Что следом?»
С помощью формочек выложите из песка цветочек, затем рыбку и снова цветочек. Спросите у ребенка, какая фигурка будет следующей. Если это слишком легкое задание для вашего ребенка, выложите два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом?
• «Песочные буковки»
В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка и даже выкапывать в песке в виде канавок.
• «Археология»
Закопайте игрушку (ребенок не знает какую). В процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.
Еще одна оригинальная идея - сделать отпечатки игрушечных динозавров на соленом тесте. После чего можно играть в палеонтологов, откапывая их из песка при помощи кисточки.
На песке очень интересно рисовать.
• «Подуй»
Порисовать можно на сухом песке с помощью коктейльной трубочки, дуя в неё.
• «Волшебные отпечатки»
Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем оставьте на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Ребенок открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т. е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики.
• «Домики для животных»
Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите ребенку, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить, попросив поселить зверюшку не в круглый и не в квадратный домик, или в домик без углов, или в домик, у которого четыре угла.
• «Картины на песке»
Для создания песочных мозаичных панно используется любой природный материал: камни, ветки, шишки, листья, перья, ракушки т. д. Часть материала дети могут собрать самостоятельно на прогулке, часть можно вынести в качестве выносного материала. При этом нужно соблюдать правило – использовать только упавшие листья, шишки, ветки. Песочное панно выполняется на ровной поверхности песка. Песок сбрызгивается водой, обрамляется рамкой (рамка выкладывается их камушков, веток, листьев и т. д., которая и задаёт тон всей композиции. На сыром песке можно выкладывать силуэты животных, птиц, людей, а можно создавать и объё мные композиции: насыпать холмики, втыкая в них прутики, шишки, выкладывать узоры ракушками, камушками, шишками и т. д. Очень важно, чтобы дети затем сами разобрали свои работы, ведь все детали нужно будет очистить от песка, разложить по коробочкам и корзинкам, а это хорошо развивает мелкую моторику.
С песком можно поэкспериментировать.
• «Знакомство со свойствами песка и воды» :
Песок может быть сухой и мокрый. Что можно делать с сухим песком? (копать, пересыпать) Что можно делать с мокрым песком? (копать, лепить) Чем можно полить песок? (водой)
• «Вулкан»
Прямо в песочнице или на пляже можно сделать почти как настоящий вулкан. Для этой забавы вам понадобятся: пустая пластиковая бутылка, сода, уксус, пищевой краситель красного цвета и любое моющее средство. Сделайте из песка гору, внутрь вставьте пластиковую бутылку. Насыпьте в нее соду, добавьте немного красителя и моющего средства. Осталось аккуратно влить уксус и наблюдать извержение вулкана.