Людмила Секач
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
План-конспект
Цель мастер-класса : передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного и дыхательного аппарата;
-формирование правильного физиологического и речевого дыхания, правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, Бегемот, средства для постановки физиологического и речевого дыхания.
Ход мастер-класса :
1. Орг. момент. Знакомство родителей с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики :
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
5. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
7. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приё мы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
4. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть,
Повторю – ка всё опять.
Упражнения для губ и щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси,
Мышцы расслабляются… Лопатка получается.
Ты под счёт её держи… До пяти. До десяти…
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать
2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала, почти круглая она.
3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
4. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Выполняя артикуляционные упражнения, хвалите ребёнка, ведь поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
Спасибо за внимание!