Ольга Потуремская
Мастер-класс для родителей «Красна птица пером, а человек — речью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красна птица пером, а человек – речью"
ью»[/b]
Родители читают по одной строчке, представленной на слайде:
1. ПозвонИ, мне позвонИ
2. И тогда ты позвонИшь мне,
3. И тогда он позвонИт мне,
4. И тогда все позвонЯт мне,
5. ПозвонИ мне, позвонИ,
Тут ударный слог последний
И менять его ни-ни!
Публикация «Мастер-класс для родителей „Красна птица пером, а человек — речью“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда мы задумываемся, правильно ли мы поставили ударение или употребили слово в определённом падеже или склонении. Недаром в настоящее время популярна поговорка: "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех как в повседневном общении, так и в профессиональной деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одни из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому речь окружающих ребёнка взрослых должна быть лексически и грамматически правильной, конечно, если у родителей есть желание воспитать грамотного человека.
В связи с этим я представляю вашему вниманию мастер-класс «Красна птица пером, а человек – речью»
Хотелось бы напомнить вам старый анекдот:
Вопрос армянскому радио:
- Чем отличается портфЕль от пОртфеля?
Ответ:
- В портфЕль кладут докумЕнты, а в пОртфель ложат докУменты.
Да, велик, могуч и в то же время очень сложен русский язык. И взрослые, и дети, допускают множество ошибок при его изучении. Думаю, вы согласитесь со мной. Поэтому сейчас предлагаю поговорить о распространенных речевых ошибках.
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Доктор филологических наук Ю. В. Фоменко предлагает следующую классификацию речевых ошибок. Обратите внимание на слайд. Сейчас мы их подробнее разберем.
СЛАЙД Виды речевых ошибок:
Предлагаю вам рассмотреть эти ошибки:
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры: колидор, лаболатория, плотит, щас, «алкоголь», «свекла», и т. д.
1. Игра Неправильно Правильно
• шОфер шофЕр
• СИрота сиротА
• НоворОжденный новорождЕнный
• ЗаговОренный заговорЕнный
• некрОлог НекролОг
• одновремЕнно Одновременно
• ФормулировАть формулИровать
• ВыборА вЫборы
На слайде представлены небольшие стихотворения, которые помогут запомнить правильное ударение.
А с ребятишками вы можете поиграть вот в такую игру «Слова разнообразные, одинаковые и разные», которая помогает показать важность правильного ударения в слове.
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Например, «Он обратно прочитал книжку» (Смешение слов, близких по значению) прав. СНОВА
«Касса для командировочных» (нужно – командированны, смешение слов близких по зучанию).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
«Желаю долгого творческого долголетия». (тавтология)
Нарушение правил смыслового согласования слов. «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного, и настежь (широко распахнута) одновременно.
Вот в такую игру вы можете поиграть со своими детьми «Устами младенца»
Цель игры: формировать умение объяснять значение слова.
Ребенку предлагается ситуация встречи с иностранцем, который не понимает значения некоторых слов. Ребенок должен объяснить их значение, используя речь. (Слова для родителей : отряд; сурдопереводчик.
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Например: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);«Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело» - изменение фразеологизма); Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Игра Исправить предложение:
• Он полный невежа в вопросах искусства.
• Коля является ведущим лидером нашей группы.
• Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
• Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
• Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова.
На слайде представлены знакомая вам игра «Один-много», мы учителя-логопеды берем эту игру в каждой лексической теме.
Игра с детьми:
«Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? … Забыла Танюша, что для каждой посуды своё : из тарелки едят («Суп, борщ, кашу», — добавляют дети) ; из стакана пьют… («Воду, чай»), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба… ( интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включиться в рассказ и дополнить: «Хлебница», для салфеток… («Салфетница», а для сахара? («Сахарница».)
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
• Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
• Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»; Как пример
Коллеги, попрошу найти ошибки. Когда найдут, объяснить ошибки.
• Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского);
• Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
• Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Игра для детей «Пара слов»
Цель: учить строить простое предложение из двух заданных слов.
Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.
Игровые действия: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы.
Ты слышал когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи:
Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова.
Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце».
- Медведь греется на солнце.
- Медведю в теплой шубе жарко на солнце.
- Медведь отнял солнце у крокодила.
Следующие виды ошибок допускаются только в письменной речи, и они для нас не актуальны, поэтому только перечислю их:
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
В заключение, хочу познакомить вас с работами преподавателя иностранных языков Анны Беловицкой, которая горячо любит и ценит родной, русский язык. Озаботившись низкой грамотностью соотечественников, а особенно, интернет-пользователей, свое свободное время она посвящает созданию симпатичных правил русского языка в картинках.
Главные герои этой комикс-серии, естественно, кошки — полноправные властители интернета. да что уж там, мира.
Я нисколько не сомневаюсь в вашей грамотности, но предлагаю вам посмотреть на оригинальный, не лишенный юмора, подход к борьбе за чистоту языка. Да и нашим детям, у которых не за горами школа могут пригодиться эти забавные напоминалки.
А на память о нашем сегодняшнем мастер-классе, я хочу подарить вам вот такие памятки.