Наталья Воробьёва
«У игры свои секреты». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Подготовила: Воробьёва Наталья Андреевна
воспитатель МДОУ ДСКВ №12 «Непоседы»
г. Талдом
2019 год
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми раннего возраста по сенсорному развитию
Публикация «„У игры свои секреты“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию детей раннего возраста. Но сначала немного в памяти освежим, что же это такое – сенсорное развитие.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. А способствуют этому различные дидактические игры, которые позволят ребёнку раскрыть свой потенциал, используя разные анализаторы.
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
• Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир, через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
• Научить ребёнка обследовать предметы.
• Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду, и в которые советуем играть дома.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Например: игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание, мозайка - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Этому способствуют игры с крупами, «сухой бассейн», игры с мочалками, с бигудями, пуговицами и др.
Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем нас мире. Характеризуя тот или иной аромат, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т. д. Все это развивает не только мышление, но и речь малыша.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребё нка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой – восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю Вам своими руками, без особых затрат, изготовить пособие, направленное на сенсорное развитие.
Дидактическое пособие «Тактильные ролики»
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Материал: ролики, клей, ножницы, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, коктейльные трубочки, шерстяные нитки, ватные диски, спички)
Ход работы: наклеиваем на ролик различные материалы.
Применение:
Я надеюсь, что мой опыт поможет Вам в Вашей работе. Желаю Вам творческих успехов!