Гульмира Гафарова
Мастер-класс для педагогов «Эбру — нетрадиционная техника рисования для развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого,
она непобедима и на свете нет ей равного»
Дао Дэ Дзин
(Книга о Пути и Силе)
мудрец Лао-Цзы
Цель мастер – класса : повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования. Познакомить педагогов с нетрадиционной техников рисования по воде – «ЭБРУ».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Эбру — нетрадиционная техника рисования для развития творческих способностей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Задачи мастер – класса : познакомить педагогический коллектив с историей технике рисования по воде «ЭБРУ»; упражнять в изготовлении; развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Структура мастер – класса :
• Вступительная часть – Приветствие, краткий экскурс в историю рисования на воде. Актуальность темы мастер –класса.
• Теоретическая – демонстрационная часть. Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка. «ЭБРУ», как вид искусства.
• Практическая часть – освоение приёмов выполнения нетрадиционного рисования в технике «ЭБРУ». Создание картины в технике «ЭБРУ».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас в нашем мире детского творчества.
- Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» иль «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей очень любите? Да или нет? (да)
И чтобы детей вам своих развивать,
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Прошу Вас, коллеги, активными быть.
И я Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось.
Разрешите начать.
Не секрет, что многие педагоги хотели бы иметь универсальный рецепт воспитания умных, талантливых, всесторонне – развитых и конечно же талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, интересными личностями.
В формировании такой личности мы, как Педагоги принимаем непосредственное участие. Для того, что - бы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение, мы находимся в постоянном поиске интересного, занимательного и увлекательного для себя и для детей.
Я предлагаю Вам сегодня познакомиться с увлекательной и интересной техникой нетрадиционного рисования «ЭБРУ». Предлагаю Вашему вниманию краткую историю данного нетрадиционного метода рисования.
1. ЭБРУ — это больше, чем искусство. Это танцующий рисунок, тихая мелодия. ЭБРУ — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых ЭБРУ просто невозможно. ЭБРУ — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. Происхождение слова ЭБРУ неизвестно. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно «обру», упрощенное в турецком как «эбру», значит «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру.
Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — Эбру зародилось где-то на Востоке. Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование» — так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.
2. Актуальность данного мастер – класса заключается в фантастической технике рисования. Ведь ЭБРУ предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно вода эта должна быть не простая, а подготовленная необычным, специальным способом. Краски также используются особенные на натуральной основе. В результате этого союза получаются невероятные по красоте картины повторить которые невозможно. Ведь с её помощью человек, не умеющий рисовать, может создавать шедевры.
Техника «Эбру» доступна для каждого даже в домашних условиях, это необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса — непередаваемое удовольствие.
К тому же каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки. Кроме возможности фантазировать, от рисования, вы получите огромный стимул к постоянному совершенствованию своего мастерства.
С детьми дошкольного возраста такие занятия имеют большое значение: нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Рисование в данной технике имеет большое значение для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить слишком активных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают детей и учат концентрировать своё внимание.
3. Необходимые материалы и инструменты для рисования на воде в технике «ЭБРУ»
поднос (невысокая прямоугольная емкость);
• вода;
• загуститель в порошке;
• краски;
• кисти (отдельная для каждого цвета);
• шило;
• гребешки;
• бумага (не глянцевая).
4. Практическая часть. Секреты создания «ЭБРУ».
Секрет 1. Подготавливаем воду
Для начала работы нужно подготовить воду. В чистую питьевую воду добавляем загуститель. Следуя инструкции, сделать раствор. Оставить раствор «отдохнуть» (не менее 12 ч.) Вливаем в ёмкость готовый раствор
Секрет 2. Нанесение красок в технике «ЭБРУ»
Приступаем к работе с красками. Веерной кисточкой с помощью брызг формируем фон. Краски не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, оставаясь на ее поверхности и образуя неповторимые узоры.
Секрет 3. Создание узора в технике «Эбру»
Шилом наносим краску и делаем узоры.
Секрет 4. Создание узора в технике «Эбру»
Капают контрастной краской крупные капли и с помощью шила рисуют цветок, либо орнамент.
Секрет 5. Перенос рисунка на бумагу в технике «Эбру»
Затем на поверхность, накладываем бумагу и через несколько секунд аккуратно снимаем Картина готова.
5. Подведение итогов мастер – класса. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, наш мастер – класс подходит к финальному завершению. Очень была рада поделиться с Вами новыми умениями и знаниями по созданию шедевров в технике рисования «ЭБРУ». Желаю Вам всего наилучшего, творческих успехов и всегда помните, как говорил
Л. С. Выготский: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое».
Литература:
1. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2015.
2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.
4. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы IVмеждунар. науч. конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
5. Цквитария Т. А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2015.-128с.
Технология традиционного Сайт «Искусство росписи на воде»