Оксана Соколова
Мастер-класс для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель МДОУ № 31. г. о. Шуя, Соколова О. В.
Прекрасная речь, когда она как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два – три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения».
К. Д. Ушинский
Актуальность. Грамотная речь - важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Задачи:
- Познакомить педагогов с эффективными методами и приемами речевого развития детей.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Дошкольный возраст – это период, когда усилия нужно направлять на устранение различных речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию ребенка. А так, как в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей имеющих речевые нарушения, то невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в общем развитии ребенка. Поэтому очень важно как можно раньше начинать работу по развитию речи и коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы работа по развитию речи не была скучной и однообразной, не утомляла детей, педагогу необходимо освоить такие технологии, которые будут в ненавязчивой форме и не принуждая к чему-либо, способствовать полноценному речевому развитию дошкольников.
В педагогической практике все приёмы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности (ОТВЕТ)
- Конечно же - это игра.
6 слайд
Т. к. у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит мы сейчас с вами тоже поиграем.
Сегодня с помощью игровых методов и приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
И начнем мы с (словесного) метода, рассказывания, где я использовала такие игровые приемы как :
«Доскажи словечко»
- ШЛЯПА ЕСТЬ НЕТ ГОЛОВЫ И БОТИНКА ДЛЯ НОГИ. ПОПРОБУЙ НА ЗУБОК МАРИНОВАННЫЙ (грибок)
- ПРОДАЮТ ЗАМОРСКИЙ ФРУКТ, НЕИЗВЕСТНЫЙ НАМ ПРОДУКТ. ВОТ ГЛЯДИТ НА НАС СПЕЛЫЙ (Ананас)
- Я ЛЮБЛЮ ЕГО ЛИЗАТЬ. ВКУСНО! ВАМ НЕ ПЕРЕДАТЬ! В РОТ К ВАМ ПРОСИТСЯ САМО, ЧТО ЖЕ ЭТО?. (эскимо)
- РОЕТ ЗВЕРЬ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД. В ОГОРОДЕ ЖИВЁТ … (крот)
- ДЛИННЫЙ ХОБОТ ОТРАСТИЛ, В ЦИРК ДРУЗЕЙ ВСЕХ ПРИГЛАСИЛ. ТАМ ОТВЕСИЛ ВАМ ПОКЛОН, ДОГАДАЛИСЬ, ЭТО (слон)
Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок её заканчивает.
Какие вы молодцы, всё легко получается но, так как мы с вами взрослые люди хочу немного усложнить задание.
ВСПОМНИМ героев любимых сказок и отгадаем их.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а ЕМЕЛЯ).
- Дернуть за верёвочку – такой для входа КОД. Съел бабушку и внучку голодный серый. (не кот, а ВОЛК).
- В людоедах знает толк, съест, как мышь, любого (не волк, а кот в сапогах).
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну (не Малыш, а Карлсон).
- Волка не пускают, волка БРАТЬЯ злят, крепкий дом построен у троих (не козлят, а поросят).
- ПЛЕТЬЮ бьёт всех, кто шалит, мучит кукол (не Айболит, а Карабас Барабас).
- Стрела у Ивана попала в болото и в лапы попала она (не бегемота, а лягушки).
- Лягушка со стрелою- печальная картина, ЖЕНОЙ квакушка станет теперь для (не Буратино, а для Ивана-Царевича).
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ОЖИВЩЕЕ он назвал (не Снегуркой, а Буратино).
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками. Игры с пальчиками развивают – мелкую моторику, тем самым, развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, подготавливают руку к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
Как говорил Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть: традиционными и нетрадиционными.
Традиционные – это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры конструкторы, мозаики, шнуровка и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчатковый, театр теней; игры с бумагой, песком, пластилином, лепкой из глины; игры на развитии тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.
Нетрадиционные : самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами, игры с использованием бросового материала, массажными щетками и мячиками, природного, хозяйственно-бытовыми материалами.
9 слайд
10 слайд
И так переходим к игре с пальчиками:
11слайд
Пальчиковая игра "Киселек»
Бабушка кисель варила.
На горушечке, в черепушечке, для Андрюшечки.
Летел мимо соколок
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
Черепушечку разбил,
Бабушкин кисель разлил.
Плачет бабка: «Ай-ай-ай!
Вот и нету киселька!»
Не плачь, бабушка, не рыдай!
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
Во-о-от столько!
12 слайд
Су-джок мячик для массажа – это высокая эффективность,
безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок-массажеры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с проговариванием стихотворения.
Упражнение «Колючий ежик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(берём мячик то в одну, то в другую руку).
Массаж с помощью карандаша
Карандаш в руке ката,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Работа с бумагой. Оригами.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Сейчас я вам предлагаю сделать кораблик из бумаги.
(Схема кораблика).
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных приёмов и методов для развития речи детей.
Спасибо за внимание!