галина степаниченко
Мастер-класс для педагогов «Составим речь по кирпичику»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Степаниченко Галина Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №14
г. Шебекино Белгородской области»
Цель:
Повысить профессиональное мастерство педагогов по использованию различных видов конструкторов Лего, Тико, Полидрон на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Составим речь по кирпичику“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Познакомить с различными видами конструкторов, которые можно использовать в работе с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи.
- Дать представления о том, как можно развивать связную речь, звуковую культуру речи, грамматический строй речи у детей с ОВЗ посредством использования различных видов конструкторов.
- Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к различным видам конструкторов («Лего», «Тико», «Полидрон»)
Ход мастер - класса
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов речи.
Согласно ФГОС ДО «речевое развитие» включает:
• овладение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка, но не превышал его возможностей. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также в силу своей вариативности являются детские конструкторы. Взаимодействуя с конструктором, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи.
А сейчас я хочу вас познакомить с некоторыми видами конструкторов, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и при организации образовательной деятельности по развитию речи. Конструктор «Лего», «Тико», «Полидрон» гигант, «Полидрон» магнитный блоки 3D, а так же можно использовать обычный строительный конструктор.
Конструктор «Лего»
Конструктор ЛЕГО - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего Дакта и крупное Лего Дупло.
К мелкому Лего Дакта относятся: Лего Креатор, Лего Сити, Лего Техник.
Для маленьких детей отлично подходит крупное Лего Дупло. Чем старше ребёнок, тем более мелкие детали Лего нужно использовать.
Конструктор «Тико»
Конструктор прост, в применении, привлекателен по своей форме для детей и взрослых. ТИКО разрабатывался по заданию Министерства образования как учебное пособие.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Конструктор «Полидрон»
Известно, что Полидрон изначально появился в Великобритании в 1973 году. Но позже уже стал интересовать и рынки других стран. Конструкторы Полидрон просты в применении и идеально развивают пространственное мышление. Наборы конструктора разработаны и сконструированы в соответствии с требованиями современных занятий.
А теперь я хочу пригласить фокус-группу и предложить Вам немного поиграть с конструктором. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну «Волшебного конструктора».
Давайте произнесем волшебные слова:
1,2,3 вокруг себя повернись
И в волшебной стране окажись.
(на полу рассыпаны детали конструктора «Полидрон»)
В волшебной стране налетел ураган и сломал все дома. Сейчас мы с вами попробуем их восстановить, но построить их нужно так чтобы они были в одном цвете: 1 дом красный, 1 синий и 1 зелёный.
Молодцы, вы справились с этим заданием, присаживайтесь за столы.
Игра «Определи звук»
В этих домах живут Лего-человечки.
Красный Лего-человечек это гласный звук, синий Лего-человечек это твёрдый согласный звук, зелёный Лего-человечек это мягкий согласный звук.
Перед вами лежат картинки. Я предлагаю взять картинку и поставить ее к нужному домику. Если слово начинается на гласный звук картинку нужно положить к красному домику, если слово начинается на твёрдый согласный звук картинку нужно положить к синему домику, если начинается на мягкий согласный звук, картинку нужно положить к зелёному домику. (арбуз, мяч, утка, ракета, юла, медведь, пальто, лягушка)
«Определите место звука в слове»
На столах лежат картинки с изображением предметов, в названии которых слышится звук «с» (сыр, слива, рис, оса) в начале, в середине, в конце слова.
Нужно определить, где стоит согласный звук «С», в начале, середине или в конце слова и показать это на Лего-платформе, поставив Лего-человечка в нужном месте.
«Назови звуки в слове»
На столе лежат картинки с изображением предметов. Нужно определить звуки в слове гласный, согласный твердый, согласный мягкий и выложить схему слова на платформе – Лего при помощи лего – кирпичиков. (Дом, лиса, мел, рыба)
«Составь предложение»
Нужно составить предложение с заданным словом, например «солнышко» (солнышко яркое, лучистое, тёплое, весёлое) и выложить на плато схему предложения. Обратить внимание на то, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения нужно поставить точку.
«Определи количество слогов в слове»
1. Вариант: Нужно на слух отстучать количество слогов в слове при помощи лего - пластины. Слова: машина, рыбка, мама, вода, малина, сорока, руки, кукла.
2. Вариант: делят слово на слоги при помощи магнитных блоков 3D «Полидрон».
( Слово: море)
«Глухой – звонкий»
На столах стоят по два кубика, сделанные из конструктора «Тико». Один пустой, другой наполненный шумящими предметами. Педагог произносит парные звонкие и глухие согласные звуки. Необходимо определить какой звук. Показав соответствующий кубик. Если звук звонкий, то берется шумящий кубик, а если глухой – пустой.
«Различаем звуки»
Нужно построить башенку из кирпичиков красного и жёлтого цветов. Где красные кирпичики – это гласный звук «а», а желтые кирпичики любые другие звуки. Башенку из синих и зелёных кирпичиков, где синий кирпичик – это твёрдый согласный звук «п», зелёный – мягкий согласный звук «пь».
Строим башенку из синих и зелёных кирпичиков, где синий – это любой твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук.
«Назови ласково»
Из лего Дупло строим различных животных и называем их ласково. Можно описать каждое животное, где живет, чем питается и т. д.
«Артикуляционная гимнастика»
Из лего Дупло и элементов Тико конструктора выкладываем рыбку, слона, качели и уточка. Затем выполняют артикуляционную гимнастику «Рыбка», «Слон», «Качели», «Уточка».
«Живые звуки»
Участникам игры предлагается выбрать Лего-кепку, красного, синего или зелёного цвета.
Красная кепка - это гласный звук, синяя - твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий согласный звук. На столе лежат буквы, из которых нужно составить слово. Участники игры составляют слово и выстраиваются на большом импровизированном плато в таком порядке, чтобы получилось слово.
Рефлексия.
В заключение нашей встречи предлагаю вам построить пирамиду эмоций. Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось. Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов. Спасибо за участие!