Махина Нина Петровна
Мастер-класс для педагогов «Сказка о Единичке»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»
«Сказка о единичке»
Актуальность темы:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сказка о Единичке“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Цель: Повышение методической компетентности педагогов.
Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие математических представлений о количестве и числе, в работе по ФЭМП с детьми 6 лет.
Задачи:
• Демонстрация методов и приемов по формированию элементарно математических способностей у дошкольников старшего возраста по образовательной области «Познание»
• Формирование умения подбирать демонстрационный, раздаточный материал.
• Совершенствование анализа педагогической деятельности.
Материал и оборудование: пособие «Числовой домик», числовые карточки, «модели чисел», набор цифр, прищепки.
Тема: «Сказка оЕдиничке»
Цель: закрепить прямой и обратный счет, повторить способ образования последующего числа путем добавления единицы;
активизировать мышление; закрепить умение сравнивать числа, значение знака «+» (увеличение множества) ;
закрепить умение ракладывать число на два меньших и составлять число из двух меньших;
формировать интерес к математике.
Воспитатель рассказывает сказку : «Жила – была Единичка. Жила она в маленьком домике. А по соседству с ней в высоком дворце жила принцесса Десятка. Жила она в самом большом красивом зале. Ее охранниками были цифры.
Принцесса Десятка была веселая, очень красивая, У нее была золотая корона. И она сидела на красивом троне. В ее дворце всегда было весело. Единичке очень хотелось хотя бы один раз повстречаться с Десяткой. Но она не знала как. Поэтому она часто плакала.
Но вот однажды добрая Фея решила помочь Единичке попасть во дворец. Она взмахнула своей волшебной палочкой и рядом с Единичкой появился знак «плюс». Фея поставила к плюсу еще одну единичку и в тот же миг Единичка превратилась в Двойку. И теперь Единица вместе со своим другом «плюсом» оказалась на другой ступеньке рядом с Двойкой. А Двойка превратилась в Тройку. Как только Единица вместе с «плюсом» становилась рядом с числом, то это число сразу превращалось в другое число. Единица шагнула на ступеньку к Тройке, и появилось число 4, потом появилось число 5. Так появились числа 6, 7, 8, 9. А когда Единица встала на ступеньку с числом 9, то какое число получилось? Получилось число 10.
Наконец-то сбылась ее мечта! Единица подружилась с Десяткой и с другими числами. Вместе им было хорошо и они играли в интересные игры.»
- Числа и нам предлагают с ними поиграть.
- Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Игровые упражнения.
1. «Сравни числа 8 и 9».
2. Воспитатель: Когда к числу добавляется единица, число увеличивается или уменьшается? (Число увеличивается).
На сколько единиц число 7 больше 6?
На сколько единиц число 6 меньше 7?
3. «Назови предыдущее число у числа 5?»
4. «Назови последующее число у числа 9?»
5. «Посчитай единицами до 8».
Физминутка
Вот жаворонок с нивушки
Взвился, полетел.
Вы, слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель: Сколько было жаворонков на нивушке? Сколько зайцев спряталось от охотника? Сколько лодочек плыло по озеру? Сколько скакало лошадей? Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
- Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то «жаворонка» летящего, «лодочку», «лошадей». Причем «жаворонки» летят по одному, «зайцы» объединяются по трое в одну группу и поскачете как зайчики в лес и т. д.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
«Игра с прищепками (состав числа)»
-Вам понадобятся карточки с цифрами и обычные прищепки. Обратите внимание на то, чтобы прищепки были не очень тугими, иначе ребенку будет сложно их прикреплять.
Предложите ребенку выбрать одну из карточек. Затем сосчитать количество кружочков на ней и назвать цифру, которая обозначает это количество. А теперь попросите прикрепить к этой карточке столько прищепок, сколько указывает цифра на ней. Когда ребенок справится, предложите поделить прищепки на две группы: одни прищепки будут прикреплены к карточке с правой стороны, а другие – с левой. Например, на карточке с цифрой 6, две прищепки можно прикрепить слева, а четыре – справа.
Воспитатель спрашивает: «Сколько у тебя слева прищепок? Сколько справа? Какие получились числа? Сколько будет вместе: 2 да 4?» Один ребенок работает у доски, другие дети за столом показывают на числовых карточках «2 и 4». Показывают общее число 6.
Предложите составить множество из прищепок иначе, к примеру, одна и пять, три и три, четыре и два. В этой игре ребенок не только усваивает состав числа, но и развивает мелкую моторику.
Игра «Найди пару».
Цель: учить составлять число 5 из двух меньших.
Воспитатель говорит, что число 5 пригласило к себе в гости числа. Нужно каждой паре детей составить число 5 из двух чисел. Каждая пара договаривается, какие числа будут брать. Затем парами становятся возле числового домика с числом 5. ( Дети работают с числовыми карточками: составляют разные варианты числа 5).
Например, 1 и 4, 5 и 0, 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3. Чтобы проверить ответ, дети в парах считают количество кружочков на карточках.
Итог: - Вот и заканчивается наша сказка. Числа говорят нам спасибо за то, что мы такие дружные. Так хорошо играли.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
-Итак, я хочу закончить свое выступление словами:
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
- И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием. Спасибо за участие!