Елена Кобизь
Развитие творческих способностей дошкольников в интеграции экологического воспитания и театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции экологического воспитания и театрализованной деятельности!»
Уважаемые коллеги!
"Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в интеграции экологического воспитания и театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К. С. Станиславский
Сегодня я хочу поделиться опытом своей кружковой работы по театрализованной деятельности. И тема моего мастер класса звучит так: «Развитие творческих способностей дошкольников в интеграции экологического воспитания и театрализованной деятельности». Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но, по моему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие личности ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности, на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов.
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным.
На первый взгляд театрализованная игра не имеет отношения к экологии. Однако ее с успехом можно применять для решения задач экологического образования. Поэтому я решила попробовать объединить театрализованную деятельность и экологическое воспитание.
Театрализованная деятельность дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии и оказать практическую помощь природе. Дети имеют возможность в эмоциональной форме соприкоснуться с природой, почувствовать сопричастность с ней: потанцевать, как листья, попеть, как птицы, показать повадки животных и т. д
А чтобы Вам, уважаемые коллеги, было более понятно, мы с вами сейчас разомнёмся и поиграем!
Для проведения следующей игры, я прошу выйти несколько желающих.
Игра называется «Театральная разминка», она учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.
Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)
Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.
Для проведения следующей игры, Уважаемые коллеги, я прошу выйти следующих желающих.
Игра с воображаемым объектом.
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Встаньте в круг. Воспитатель складывает ладони перед собой: Друзья, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно,отдайте своё тепло и доброе отношение к нему. Передаю воображаемого котенка.
Спасибо вам,а сейчас я жду ещё желающих.
Сейчас мы с вами будем развивать быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте, сопровождая ответ жестами. Делайте все четко и быстро.
Игра называется «КАК ЖИВЕШЬ?»
Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Как глядишь вдаль? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.
Следующая игра называется «Пантомима» развивает инициативность, пантомимические навыки. Мне для этой игры нужны две команды.
Взрослые одной команды с помощью пантомимы покажут предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, пчела, заяц, собака, телевизор,книга, бабочка). Взрослые другой команды угадают.
Молодцы, спасибо вам, вы очень хорошо справились.
Приглашаю следующих желающих. (3)
Игра: «Ролевая гимнастика»
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) наездник на лошади.
Ой какие вы молодцы, спасибо!
Следующую игру можно провести с места. Игра называется «Исправление ошибок». Вы должны будете найти неточность в тексте и назвать их.
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
(на выполнение задания отводится 3 мин)
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут
Игра в группах.
Мне понадобятся 2 группы:
1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.
2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.
Приключение в лесу.
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Таня,Коля и их родители решили прогуляться по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Ребята нашли красивую полянку и все решили остановиться на ней. Таня и Коля играли, веселились, бегали по мягкой зелёной травке.
Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Вдруг, ребята услышали писк. Они пошли на звук и увидели птенчика, который выпал из гнезда….
На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что…
Глупая птица
Вед: У Кати была подружка Лена. Девочки давно дружили. И Лена всегда придумывала интересные игры. Вот как-то позвала она Катю.
Лена: - Пойдём, Катя, я покажу тебе гнёздышко!
Катя: - Гнёздышко? – удивляется Катя. - Настоящее?
Лена: - Самое настоящее! Из травки сделано.
Катя:- А птичка в нём есть?
Лена:- Нет, птичку я не видела. А яички есть, целых три. Маленькие, беленькие, как будто конфетки в гнёздышке лежат. Я их пальчиком потрогала – они тёплые. Наверное, мама-птичка рядом. Пойдём, сама посмотришь.
Вед: Нахмурилась Катя.
Катя: - Нет, Лена, я не пойду. И ты не ходи! Разве не знаешь, нельзя разорять птичьи гнёзда! Нам Татьяна Ивановна говорила, что птички не любят, когда к их гнёздам подходят.
Вед: Лена рассердилась.
Лена: - Глупая ты, Катя. Разве я мальчишка, чтобы птичьи гнёзда разорять? Разве я что-то плохое сделала? Только посмотрела. А ты не хочешь, не смотри.
Катя: - И не буду! И Татьяне Ивановне всё про тебя расскажу!
Вед: Поссорились подружки. Разошлись по углам, надулись. День прошёл, другой, они всё врозь. В садике вместе не играют, не разговаривают.
Вед: Увидела это воспитатель и спрашивает.
Воспит : - Отчего, Катюша, вы с Леной не играете вместе? Обидела она тебя?
Катя: - Нет, не меня, она птичку обидела.
Лена: - Вовсе я не обижала птичку. Я только на гнёздышко с яичками смотреть ходила. Хотела увидеть, как птенчики вылупятся.
Воспит : - Ну, увидела?
Вед: Покраснела Лена.
Лена: - Нет, не увидела. Глупая птица яички бросила. А гнездо вчера кот Васька разорил.
Вед: Посмотрела на неё воспитатель, головой покачала.
Воспит :- Нет, Лена, птица не глупая.
Лена: - А чего же она тогда гнездо бросила?
Вед: Позвала она к себе Лену и объяснила, что Катя была права. К птичьим гнёздам нельзя подходить близко, чтобы не напугать птичку, иначе она улетит от гнезда и больше не вернётся. А ещё коты и собаки могут увидеть гнёздышко, если часто к нему ходить, и разорить его. Лена всё поняла и пообещала Татьяне Ивановне, что с Катей помирится и никогда больше не мешать птицам, насиживать яички.
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, раскрепощёнными, непосредственными и что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, а так же возможность интегрировать театрализованную деятельность, экологическое воспитание, то есть интегрировать пять образовательных областей.
На этом мой мастер – класс закончен. Еще раз всем спасибо!