Алена Пименова
Мастер-класс для педагогов «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста и формирование основ алгоритмики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить участников мастер-класса с приемами использования конструктора «Фанкластик» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: Расширять представления о конструкторе «Фанкластик». Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о технологии игрового конструирования. Познакомить педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ. Формировать практические навыки работы с конструктором в процессе конструирования с использованием набора конструктора и матриц.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие технического творчества детей дошкольного возраста и формирование основ алгоритмики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, карточки- матрицы, набор деталей конструктора «Фанкластик» в корзиночках, мешочки с деталями конструктора для игры.
Аудитория: воспитатели детских садов
Ход мастер-класса :
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на моем мастер – классе.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Формировать и развивать техническую любознательность, мышление, аналитический ум, формировать качество личности, обозначенное ФГОС, необходимо начиная с самого дошкольного возраста.
Наверное, многим из вас знакомо высказывание Максима Горького: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». А мы с вами, дорогие коллеги, можем детям в этом помочь. Ну а для того, чтобы понимать, чем помогать нужно как можно чаще вспоминать как это «быть детьми» и, конечно же, играть.
Слайд 2.
Игра «Волшебный мешочек»
Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек». Перед вами
находятся волшебные мешочки, с одинаковым содержимым. Вам интересно
узнать, что в них? Возьмите мешочки в руки и попробуйте наощупь
определить, что в них находится.
Опишите что вы ощущаете?
Какой предмет наощупь?
Можете сказать, что это?
Давайте посмотрим. Это детали конструктора «Фанкластик».
Как вы уже догадались, я хочу поделиться с вами опытом использования конструктора «Фанкластик» в работе с дошкольниками по развитию технического творчества детей и формированию основ агоритмики.
Слайд 3, 4.
XXI век – это век разнообразных развивающих игр, конструкторов, новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие конструкторов, технических средств даёт педагогу возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка. Одним из таких средств развивающего обучения и является конструктор "Фанкластик". Создан данный конструктор российским программистом Дмитрием Соколовым.
Слайд 5.
Конструктор «Фанкластик» полифункционален: он может применяться не только в развлекательных (домашних условиях, но и в образовательных целях. Детали имеют крепления со всех сторон, что позволяет ребенку фантазировать и надстраивать модели во всех плоскостях. Невысокая детализация элементов конструктора предоставляет ребёнку большой простор для самовыражения и раскрывает его творческие способности. В зависимости от вида конструирования с помощью конструктора можно формировать у воспитанников как линейное, так и техническое или инженерное мышление.
Слайд 6.
«Фанкластик» разноцветный, яркий, его детали не похожи ни на один, существовавший ранее конструктор. Все детали конструктора делятся на основные и дополнительные. Дополнительными деталями, как и в классическом конструкторе «лего», считаются оси, цилиндрики, колеса, боковые двойные и тройные защелки, служащие для придания движения конструкции или ее укрепления, а также переходники на конструктор «Лего». Основные детали «Фанкластика» это единички, бруски и плоские детали, имеющие характерные элементы уголки, скобки, квадраты, кресты или выступы вместо них.
Слайд 7.
Основные детали конструктора могут соединяться между собой тремя основными способами. Первый способ соединений называется «плоскость - плоскость». Второй способ называется «торец - плоскость». Третий способ соединений называется «торец – торец». Конструкция деталей и специфика их соединений позволяет сделать постройки более устойчивыми и крепкими. (попробовать бросить).
Слайд 8.
Сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам превратиться в конструкторов и попробовать, комбинируя детали создать объемную модель стрекозы. Чтобы подобрать необходимые детали, мы будем использовать вот такие матрицы.
Слайд 9.
В развитии инженерного мышления и технического творчества большое значение имеет развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, умение конструктивно мыслить. Одним из методов, включающих несколько мыслительных операций, является морфологический анализ морфотаблиц или матриц. Данный метод появился благодаря швейцарскому астрофизику Фрицу Цвикки.
Слайд 10.
Итак, детали подобрали, приступим к сборке модели.
Слайд 11.
Собирать модель мы будем с помощью линейного алгоритма (по принципу простых команд, который может быть наглядным в виде схем, формул или словесным. Мы продублируем схему словесной инструкцией.
Слайд 12.
Возьмем две плоских детали желтого цвета 6*2 и соединим их способом торец-торец.
К краю одной их этих деталей присоединим две плоских детали красного цвета 3*3. Получились голова, туловище и хвост нашей стрекозы. Возьмем четыре тройных защелки и установим их попарно слева и справа в следующие от головы выступы. Для крыльев возьмем четыре плоских детали красного цвета 6*2 и присоединим их к другим концам защелок. Вот и готова наша стрекоза.
Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи (это работа по готовой схеме, набору инструкций).
Слайд 13.
Программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. То есть создание набора инструкций самим ребенком – это уже программирование. Таким образом, можно увидеть, что программирование без алгоритмов невозможно. Исполнителем алгоритма может быть, как человек, так и техническое устройство.
Эффективным средством развития алгоритмики и технического творчества является конструктивная деятельность. Главным эффектом использования конструктора в сочетании с методами матриц и алгоритмов, является формирование нового креативного класса, формирование инженерных кадров, которые в будущем будут менять наш мир!