Светлана Плешкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией развития логического мышления через использование занимательного математического материала.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов, развивать логическое мышление;
Темочки:
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах познавательного развития дошкольников;
- Развивать умение использовать полученные знания в своей педагогической деятельности;
Участники мастер-класса : воспитатели.
Количество участников: 5 человек
Длительность проведения: 15 минут
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация, карточки с заданиями, счетные палочки.
Ход мастер-класса :
1. Ввводная часть.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях по ФЭМП».
Приглашаю желающих принять участие в моем мастер-классе (5человек).
У каждого из вас будет свое задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Я надеюсь, что наша работа будет плодотворной.
2. Теория вопроса.
Математика, как и многие науки, зародилась в древности из попыток человека научиться ориентироваться в естественном мире. «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного», - писал Аристотель.
Освоение этого «порядка» является важным условием стабильности и успешности человеческой жизни. Главным инструментом в этом процессе является мышление – высший психический процесс, выгодно отличающий человека от всех остальных существующих форм жизни.
Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.
Процесс мышления ребенка – это поиск и открытие нового при решении проблем, с которыми он сталкивается.
Развитие мышления протекает в двух направлениях:
Формы мышления Мыслительные операции
1. Понятия отражают существующие свойства, связи и отношения предметов и явлений;
2. Суждения – утверждение или отрицание сведение о предметах, их признаках и отношениях;
3. Умозаключения – из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Образуется двумя способами:
- непосредственно, когда выражается то, что воспринимается;
- опосредованно.
1. Анализ
2. Синтез
3. Абстрагирование
4. Сравнение.
5. Обобщение
6. Конкретизация.
Под развитием логического мышления ребенка подразумевается формирование логических приемов мыслительной деятельности (умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, на основе их выстраивать простейшие умозаключения).
Для старших дошкольников овладение логическими операциями является залогом успешного обучения в школе.
Игра. Как ведущий вид деятельности дошкольников, одна из самых универсальных форм развития мышления. В ней органично сочетается и познание нового, и установление связей между предметами и явлениями, умение планировать, делать выводы и многое другое.
Существует большое количество игр, направленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
В этом возрасте происходят важнейшие изменения психики, складываются новые формы отношений с окружающими, появляются зачатки новой более сложной деятельности – учебной. Создание мотивов освоения этой новой для ребенка деятельности одна из главных задач педагога. Научить дошкольника пользоваться новыми мыслительными операциями, воспитать интерес и «вкус» к математическим заданиям, как особой области человеческого познания.
Эту важную роль могут выполнить логические задачи, специальные задания на развитие памяти, внимания и восприятия, где увлекательным становится сам процесс решения задания.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, вы справились с заданиями? Вам было легко решать логические задачи, которые я для вас приготовила? Вот видите, что если даже вы испытали затруднения при выполнении заданий, то неподготовленному ребенку это будет во много раз сложнее.
Все задачи на логическое мышление делятся на з вида :
1. На развитие слухового внимания и установление причинно-следственных связей. Например: на столе стоит 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан. Сколько стаканов осталось.
2. Задачи на развитие пространственных представлений. К этой категории относятся задания со счетными палочками, «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
3. Работа с лабиринтами, планами и схемами.
И сейчас я хочу на практических примерах познакомить вас с системой подготовки мышления ребенка для выполнения таких заданий.
Работа с презентацией: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
3. Заключительная часть.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы на практике смогли убедиться, что использование принципа «от простого к сложному» способствует эффективному развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, делает занятия по формированию элементарных математических представлений более занимательными, интересными, формируют навыки учебной деятельности.
Я хочу пожелать вам успехов в вашей нелегкой работе и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этом!