Мартиросова Наира
Мастер-класс для педагогов «Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких)»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких)»
Организационный момент.
В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
В: Ребята, а что такое – волшебство?
Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких)“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков.
В: Мы с вами отправимся в царство звуков. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)
В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными.
Ф. : Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!
Для начала нам надо попасть в Звуколандию :
Топ-топ, хлоп-хлоп
Вокруг себя обернись,
В звуколандии очутись.
Ф. : Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти. А вот и задание.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Воспитатель: А для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные произносим коротко, отрывисто, не можем их пропеть.
Воспитатель: Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки? А согласные?
Дети: красным – гласные, синим – согласные.
Воспитатель: Давайте начнем играть в игру «Найди картинке ее домик».
Ход игры: На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Л. : Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.
Ф. : Смотрите, коробочка.
Игра «Тима и Дима».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее : «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.»
Далее я буду называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Затем поменять братьев между командами: сестры-Зина-Сима.
Ведущая: Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше. Смотрите мяч, а рядом с ним задание.
Цель: Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухие и звонкие согласные.
Ф. : Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.
том - (дом)
собор - (забор)
кот - (год)
почка - (бочка)
шар - (жар)
финт - (винт)
Л. : А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
дачка - (тачка)
зайка - (сайка)
блещут - (плещут)
жест - (шест)
грот - (крот)
вол - (фол).
Ф. : И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.
Л. : Смотрите, а вот и следующее задание.
«Звуковая ромашка».
Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.
Материал. 2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.
Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.
Прим. : вызвать на каждую ромашку по 5 человек.
Л. : Отлично, можем идти дальше.
Ф. : Смотрите, тропа.
Игра» Тропа».
Цель: дифференциация звуков [н]-[н’]
Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий (синий или зеленый).
Назвать слова, на твердый звук «Н», заучить их:
Надя, Наташа, Нона, награда, наблюдение, наказание, номер, народ, наряд, находка, начальник, нога, ноготь, ножницы, ножовка, ноль, нора, нос, носик, носище, носки, ночь, ноябрь, носорог, наседка, назад, налево, направо.
1) Назвать слова, на мягкий звук «НЬ», заучить их:
Нюра, Нюся, Никита, няня, низкий, нести, немец, незабудки, неделя, невеста, небо, нёбо, нежность, Нина, нитка.
3) Где звук? (в начале, в середине, в конце слова) :
«НЬ» - небо, конь, невеста, камень, монета, нитка, осень, пони, тень, лень, коньки, градусник, ладонь.
«Н» - апельсин, нора, граната, бидон, ежонок, клоун, находка, карман, карандаш, караван, картон, ногти, капкан, ночь, кабан, нож, орден, план.
4) Определи место звука в словах :
Нос, санки, красный, сон, нора, чеснок, ножницы, сосна.
Ведущий: Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.
9. Игра «Секрет».
Содержание. Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом. Воспитатель передает ребенку, который сидит первым в ряду, «важное сообщение» (например, произносит такие фразы: «Зина видела серого зайца в лесу»,
«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.
Методические указания. Следить за тем, чтобы все дети произносили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, принимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.
10. Рефлексия.
Л. : Вот и справились. Молодцы!
Ф. : Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.
Л. : Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!
Звукоед : Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!
Ф. : Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л. : А теперь пора возращаться обратно в детский сад.
Топ-топ, хлоп-хлоп,
Вокруг себя обернись
В группе очутись.
-Вам понравилось наше волшебное приключение?
-Какие звуки мы сегодня повторили?
-Какие задания вам понравились?
- Что вам показалось трудным?