Бессчастнова Алёна Николаевна
Мастер-класс для педагогов «Приобщение дошкольников к народной культуре. Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами.
Задачи:
- поделиться с педагогами личным опытом изготовления русских народных тряпичных кукол
- познакомить участников мастер – класса с историей куклы «Хороводница»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение дошкольников к народной культуре, Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
- предоставить педагогам возможность практически создать образ тряпичной куклы «Хороводница»;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;
- вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
Планируемые результаты:
- Изготовление народной тряпичной куклы «Хороводница».
- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.
- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных тряпичных кукол.
Оборудование:
Наборы для изготовления куклы «Хороводница» : палочки, лоскутки ткани разных расцветок; нитки красного и белого цвета, ножницы, схема изготовления куклы «Хороводница»; столы, стулья.
Ход мастер-класса :
1. Организационная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Бессчастнова Алёна Николаевна, воспитатель старшей группы МАДОУ Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка.
Тема моего МК «Приобщение дошкольников к народной культуре. Тряпичная кукла».
2. Теоретическая часть.
Одной из задач ФГОС ДО - является создание условий для приобщения дошкольников к народной культуре. Дошкольники знакомятся с музыкальным наследием, фольклором, предметами быта, особенностями национальных костюмов, с некоторыми видами народно – прикладного искусства.
Одним из видов такого искусства является изготовление тряпичной куклы с которым я впервые столкнулась, благодаря учебно – методическому пособию И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству.
Народная тряпичная кукла – это явление уникальное. Кукла является прекрасным образцом народного творчества. Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Поэтому в своей работе я решила использовать образ народной куклы, как важное средство в социокультурном развитии дошкольников.
По мнению доктора педагогических наук И. А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь».
В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.
Занятия по изготовлению народных тряпичных кукол способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.
Мастерить кукол из ткани очень нравится детям, работать можно как коллективно, так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям больше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое для своих близких.
Сегодня мы рассмотрим с вами возможности народной тряпичной куклы, их использования в развитии творческих способностей дошкольников.
3. Практическая часть.
Кукла «Хороводница».
Издревле хоровод считается неотъемлемой частью русской культуры. Обычно при слове «хоровод» люди представляют движение по кругу девушек в сарафанах.
В давние времена все имело смысл. Очень часто даже игровая кукла делалась не только для забавы, но и для того, чтобы помогла приобрести нужный в работе навык.
Хороводница - это игровая кукла, которая развивает мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение. Кукол желательно делать сразу две, потому как Хороводница кукла парная.
Две таких куклы мама делала дочке, когда та подрастала. Когда прокручивается палочка, на которой крепится куколка, кажется, что она кружится в хороводе! Девочка крутила куколок и одновременно развивала две руки. Точно такими же движениями, когда девочка сядет за прялку, она будет одной рукой крутить веретено, а другой скручивать пряжу.
Конечно, сегодня практически никто не прядет шерсть вручную. Но развитие мелкой моторики пальцев, координации и произвольности их движений – важная и полезная задача. Ведь потом «послушные» пальчики легче справятся с письмом. И, кроме того, развитие кистей рук способствует и развитию речи, так как заставляет руки работать и развивает речевые центры ребенка.
А теперь начинаем работу.
Приступим к изготовлению тряпичной куклы «Хороводница»
Кукла «Хороводница» простая и незатейливая, яркая куколка на палочке. Сделана она по всем традициям народной куклы. Это бесшитьевая кукла.
Для изготовления куклы нам потребуется :
- ровная палочка,
- два круга из хлопчатобумажной ткани диаметром 19см. и 21см (для юбочки)
- прямоугольник из белой ткани 9 на 18см. (для рубашки)
- треугольник из ткани 17 на 17 см. (для платочка)
- тесьма (для украшения)
- немного ваты, нитки.
Изготовление:
1. На палочку наматываем немного ваты для головы. Чтобы голова куклы не соскакивала с кончика палочки смазываем его клеем, затем сверху наматываем немного пряжи.
2. Найдите середину у кругов, сложите их вместе и оденьте кукле на голову.
3. Закрепите ниткой формируя красивые складочки.
4. Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см. С помощью нитки сделайте ручки кукле.
5. Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей.
6. На голову кукле наденьте тесьму, закрепите нитками. Завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история". После изготовления куклы можно сыграть в игру «Мелечина – Калечина».
На раскрытую ладонь ставим куколку и стараемся как можно дольше удержать ее на ладони. Ставим и приговариваем: "Малечина-калечина, сколь часов до вечера. Раз, два, три, четыре …". Считаем, пока палочка не упадет. Вместо куклы можно взять любую палочку, карандаш. Главное, нельзя придерживать палочку пальцами или второй рукой. Естественно, побеждает тот, кто дольше продержит куколку на открытой ладошке!
Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования народной тряпичной куклы в работе с детьми, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Спасибо за внимание!
Желаю вам и вашим деткам творческих успехов!