Татьяна Казьмина
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами «Лаборатория «Сказочных открытий»»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Казьмина Татьяна Николаевна
Слайд №2
Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами „Лаборатория „Сказочных открытий““» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому проводить экспериментально-поисковую деятельность просто необходимо. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Сегодня мы вместе с вами отправимся в интересное путешествие, которое даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по экспериментированию с различными материалами : «В лаборатории сказочных открытий».
Слайд № 3
Начну свое выступление с высказывания Конфуция :
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Или “Опыт всему учитель»- Юлий Цезарь.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет,почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Маши в мир чудес».
Слайд №4. Воспитатель: Жила была девочка, Маша. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Маша услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Маша отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд №5.
Первое, что увидела Маша выйдя за забор это прекрасную радугу на небе.
Слайд №6.
Опыт № 1. «Движущаяся вода»
Этот опыт требует некоторого времени, примерно 20-30 мин.
Подготовьте:
7 стаканов
3 пищевых красителя (красный, жёлтый, синий)
6 салфеток
Ход выполнения:
1. Воду налейте по стаканам через один, закрасив первый стакан в красный цвет, третий в желтый, пятый в синий, седьмой в красный.
2. Сложите салфетку в узкую полоску и согните пополам.
3. Поставьте одну салфетку на два стакана
4. Через некоторое время вас порадует настоящая радуга из семи цветов.
Объяснение:
Это происходит за счет разницы давления, уровня и сил поверхностного притяжения воды. Жидкость поднимается по капиллярам салфетки за счет того, что принимает вогнутую форму. При таком положении давление жидкости становится меньше атмосферного, и вода стремится вверх. притяжение между молекулами воды слабеет, она растекается по твердому телу. А дальше играет роль уровень воды и сила притяжения между молекулами, которая становится сильнее. Они пытаются сократить контакт с поверхностью и собираются в капли.
Пока этот опыт будет выполняться, мы с вами сделаем немного другую радугу.
Слайд №7.
Опыт № 2 «Радуга в стакане»
Подготовьте:
Большой стакан
4 стакана
Сахар
Вода
Красители (красный, желтый, зеленый, синий)
Шприц без иглы
Столовая ложка
Палочка для суши
Ход выполнения:
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Объяснение:
Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости разная. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд №8.
Девочка зашагала дальше по тропинке и удивилась увиденному. Перед ней было озеро. На поверхности этого озера она заметила бурлящие пузырьки. Это был подводный вулкан.
Слайд №9.
Опыт № 3 «Подводный вулкан»
Подготовьте:
Широкая и высокая ваза
Пустой пузырек
Сода пищевая
Краситель
Вода
Уксус
Ход выполнения:
1. Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л.
2. К ней добавляем 100 мл уксуса, его количество зависит от объема воды
3. В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька
4. Добавляем к ней краситель
5. Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет.
Объяснение:
Это простая химическая реакция кислоты и щелочи. Когда уксус вступает в реакцию с попавшей в воду содой, то происходит бурление, которое закрашивает краситель.
Слайд №10.
Маша шла все дальше по тропинке и услышала тихий плачь. Она осмотрелась вокруг и увидела ежа.
- Что случилось?- спросила девочка.
- Я не могу донести воды из озера для своих деток, помоги мне пожалуйста!
Слайд №11.
Опыт № 4 «Чудеса в решете»
Подготовьте:
Вода
Зубочистки
Емкость с водой
Пакет пищевой
Ход выполнения:
1. Емкость с водой накрываем пищевой пленкой, очень плотно прижимая к краям. Переворачиваем.
2. Протыкая пленку засовываем зубочистки в емкость и вода не выливается.
Объяснение:
В емкости образуется давление ниже, чем атмосферное, тем самым емкость будто всасывает воду обратно.
Слайд №12.
В награду за помощь еж подарил Маше лампу. Не простую лампу, а волшебную. И предложил показать, как она работает.
Слайд №13.
Опыт № 5 «Лава лампа»
Подготовьте:
Высокая емкость
Вода
Масло растительное
Краситель
Шипучие витамины
Ход выполнения:
1. Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости
2. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если равные пропорции, то будет только зрелищнее
3. Капните несколько капель жидкого красителя
4. Бросаем шипучую витаминку.
Объяснение:
При попадании шипучей витаминки в воду она начинает растворяться. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность и создают эффект лава лампы
Слайд №14.
Мария поблагодарила ежа и пошла дальше. Нужно было возвращаться домой. По дороге Маша увидела перед собой огромную каплю, которая висела на прекрасном цветке и не падала.
Слайд №15.
Опыт № 6 «Давление воздуха»
Подготовьте:
Стакан с водой
Картон
Ход выполнения:
1. Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.
2. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Объяснение:
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Слайд №16.
Когда девочка вернулась домой она вымыла руки после прогулки.
Слайд №17.
Опыт № 7 «Исчезающие вирусы»
Подготовьте:
Белый лист бумаги с нарисованными микробами
Файл с нарисованной ладошкой
Емкость с водой
Ход выполнения:
1. Поместите лист бумаги в файл
2. Поместите файл в воду перпендикулярно дну емкости. И наблюдаем как исчезает рисунок на бумаге.
Объяснение:
Файл и вода - оптическая среда. Луч света, проходя из одной оптической среды в другую, преломляется, что искажает реальное изображение, и мы видим только ту часть рисунка, что находится на самом файле.
Слайд №18.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Что для себя она решила, что будет и дальше познавать его.
Слайд №19.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Слайд №20.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Слайд №21.
Спасибо за внимание.