Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами «Лаборатория «Сказочных открытий»»

Татьяна Казьмина
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами «Лаборатория «Сказочных открытий»»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Казьмина Татьяна Николаевна

Слайд №2

Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Актуальность.

Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами „Лаборатория „Сказочных открытий““» размещена в разделах

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому проводить экспериментально-поисковую деятельность просто необходимо. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Сегодня мы вместе с вами отправимся в интересное путешествие, которое даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ход мастер-класса :

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по экспериментированию с различными материалами : «В лаборатории сказочных открытий».

Слайд № 3

Начну свое выступление с высказывания Конфуция :

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.

Или “Опыт всему учитель»- Юлий Цезарь.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет,почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Маши в мир чудес».

Слайд №4. Воспитатель: Жила была девочка, Маша. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Маша услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Маша отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Слайд №5.

Первое, что увидела Маша выйдя за забор это прекрасную радугу на небе.

Слайд №6.

Опыт № 1. «Движущаяся вода»

Этот опыт требует некоторого времени, примерно 20-30 мин.

Подготовьте:

7 стаканов

3 пищевых красителя (красный, жёлтый, синий)

6 салфеток

Ход выполнения:

1. Воду налейте по стаканам через один, закрасив первый стакан в красный цвет, третий в желтый, пятый в синий, седьмой в красный.

2. Сложите салфетку в узкую полоску и согните пополам.

3. Поставьте одну салфетку на два стакана

4. Через некоторое время вас порадует настоящая радуга из семи цветов.

Объяснение:

Это происходит за счет разницы давления, уровня и сил поверхностного притяжения воды. Жидкость поднимается по капиллярам салфетки за счет того, что принимает вогнутую форму. При таком положении давление жидкости становится меньше атмосферного, и вода стремится вверх. притяжение между молекулами воды слабеет, она растекается по твердому телу. А дальше играет роль уровень воды и сила притяжения между молекулами, которая становится сильнее. Они пытаются сократить контакт с поверхностью и собираются в капли.

Пока этот опыт будет выполняться, мы с вами сделаем немного другую радугу.

Слайд №7.

Опыт № 2 «Радуга в стакане»

Подготовьте:

Большой стакан

4 стакана

Сахар

Вода

Красители (красный, желтый, зеленый, синий)

Шприц без иглы

Столовая ложка

Палочка для суши

Ход выполнения:

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Объяснение:

Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости разная. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Слайд №8.

Девочка зашагала дальше по тропинке и удивилась увиденному. Перед ней было озеро. На поверхности этого озера она заметила бурлящие пузырьки. Это был подводный вулкан.

Слайд №9.

Опыт № 3 «Подводный вулкан»

Подготовьте:

Широкая и высокая ваза

Пустой пузырек

Сода пищевая

Краситель

Вода

Уксус

Ход выполнения:

1. Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л.

2. К ней добавляем 100 мл уксуса, его количество зависит от объема воды

3. В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька

4. Добавляем к ней краситель

5. Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет.

Объяснение:

Это простая химическая реакция кислоты и щелочи. Когда уксус вступает в реакцию с попавшей в воду содой, то происходит бурление, которое закрашивает краситель.

Слайд №10.

Маша шла все дальше по тропинке и услышала тихий плачь. Она осмотрелась вокруг и увидела ежа.

- Что случилось?- спросила девочка.

- Я не могу донести воды из озера для своих деток, помоги мне пожалуйста!

Слайд №11.

Опыт № 4 «Чудеса в решете»

Подготовьте:

Вода

Зубочистки

Емкость с водой

Пакет пищевой

Ход выполнения:

1. Емкость с водой накрываем пищевой пленкой, очень плотно прижимая к краям. Переворачиваем.

2. Протыкая пленку засовываем зубочистки в емкость и вода не выливается.

Объяснение:

В емкости образуется давление ниже, чем атмосферное, тем самым емкость будто всасывает воду обратно.

Слайд №12.

В награду за помощь еж подарил Маше лампу. Не простую лампу, а волшебную. И предложил показать, как она работает.

Слайд №13.

Опыт № 5 «Лава лампа»

Подготовьте:

Высокая емкость

Вода

Масло растительное

Краситель

Шипучие витамины

Ход выполнения:

1. Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости

2. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если равные пропорции, то будет только зрелищнее

3. Капните несколько капель жидкого красителя

4. Бросаем шипучую витаминку.

Объяснение:

При попадании шипучей витаминки в воду она начинает растворяться. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность и создают эффект лава лампы

Слайд №14.

Мария поблагодарила ежа и пошла дальше. Нужно было возвращаться домой. По дороге Маша увидела перед собой огромную каплю, которая висела на прекрасном цветке и не падала.

Слайд №15.

Опыт № 6 «Давление воздуха»

Подготовьте:

Стакан с водой

Картон

Ход выполнения:

1. Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.

2. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Объяснение:

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Слайд №16.

Когда девочка вернулась домой она вымыла руки после прогулки.

Слайд №17.

Опыт № 7 «Исчезающие вирусы»

Подготовьте:

Белый лист бумаги с нарисованными микробами

Файл с нарисованной ладошкой

Емкость с водой

Ход выполнения:

1. Поместите лист бумаги в файл

2. Поместите файл в воду перпендикулярно дну емкости. И наблюдаем как исчезает рисунок на бумаге.

Объяснение:

Файл и вода - оптическая среда. Луч света, проходя из одной оптической среды в другую, преломляется, что искажает реальное изображение, и мы видим только ту часть рисунка, что находится на самом файле.

Слайд №18.

Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Что для себя она решила, что будет и дальше познавать его.

Слайд №19.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Слайд №20.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Слайд №21.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория»Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория» Квест-игра на тему: «Волшебная лаборатория» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование.

Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного»Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Лаборатория педагогического поиска - мастер – класс «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Цель для педагогов: Познакомить.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Мастер-класс для педагогов и детей подготовительной к школе группы «Волшебная мастерская сказочных гномиков»Мастер-класс для педагогов и детей подготовительной к школе группы «Волшебная мастерская сказочных гномиков» Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: -расширять.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми» Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми» Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников.

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук» Проект по экспериментированию «Лаборатория удивительных наук» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Работа с различными материалами. Пластилинография и ватаРабота с различными материалами. Пластилинография и вата Продолжаем совершенствовать технику работы с пластилином. Часто случается так,что некоторые материалы лежат в шкафах мертвым грузом.

Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория»Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: способствовать накоплению представлений об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами «Лаборатория «Сказочных открытий»»
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 13:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами «Лаборатория «Сказочных открытий»»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Казьмина (УИ 57007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД