Ирина Гаврина
Конспект мастер-класса для педагогов по экспериментальной деятельности «Знакомство с телом человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
по экспериментальной деятельности
«Знакомство с телом человека»
Подготовила: Гаврина Ирина Витальевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 183»
г. Ярославль.
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с опытом использования технологии
«Проблемный диалог» в организации исследовательской деятельности.
Задачи:
• Способствовать внедрению технологии «Проблемный диалог» в образовательную деятельность педагогов ДОУ;
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов по экспериментальной деятельности „Знакомство с телом человека“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
• Познакомить с использованием простых моделей работы органов человеческого организма;
• Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
• Способствовать повышению уровня профессиональной квалификации педагогов.
Предполагаемый результат:
• Использование педагогами ДОУ технологии «Проблемный диалог» в организации образовательного процесса;
• Использование педагогами ДОУ моделей работы органов человеческого организма;
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Используемый материал
Добрый день, уважаемые коллеги.
В современном быстро развивающемся мире как никогда актуально внедрение новых технологий в воспитательно – образовательный процесс, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. В нашем обществе существует социальный заказ на личность творческую, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Когда ребёнок сам стремиться получать новые знания, то процесс формирования предпосылок универсальных учебных действий будет проходить более успешно. На мой взгляд, этим требованиям лучше всего соответствует технология «Проблемный диалог», автором которой является Мельникова Е. Л. Именно её я использую в своей педагогической деятельности.
Предлагаю Вам ненадолго превратиться в детей. Мы сегодня поиграем и познакомимся с тем, как устроено тело человека.
Согласны? Садитесь поудобнее. Начинаем.
Кто хочет принять участие в опыте? Нужно два ребёнка.
Подводящий диалог.
(служит дополнительной мотивацией)
Воспитатель
Проводим эксперимент.
1 ребёнок сидит на стуле, другой хлопает в ладоши громко.
Воспитатель: Что ты слышал?
Дети: Хлопок
1 ребёнок одел наушники. Другой – хлопает также и на таком же расстоянии.
Воспитатель: Что тебя удивляет? Какой возникает вопрос?
Дети: Хлопок более тихо. Почему в наушниках звук слышен слабо?
Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогает слышать звук?
Дети: Уши, слух.
Предъявление факта опытом
Демонстрация опыта «Как распространяется звук»
- мембрана
- мембрана и рука
Воспитатель: Что вас удивляет?
Дети: Без руки свеча тухнет.
Побуждение к осознанию
Воспитатель: Какой возникает вопрос?
Дети: Почему тухнет свеча, а с рукой не тухнет?
К проблеме
Воспитатель: Что потушило пламя? (почему потухла свеча)
Дети: Воздух.
Воспитатель: Объяснение опыта. (В безвоздушном пространстве звуковая волна не распространяется- мы ничего не слышали бы, например, в Космосе)
Предъявление факта опытом.
Опыт «Звук в трубе»
Вначале послушать часы через трубу, а потом без трубы, но на таком же расстоянии.
Воспитатель: Что вас удивляет?
Дети: В тубе слышно тиканье, а без трубы нет.
Побуждение к осознанию
Воспитатель: Какой возникает вопрос?
Дети: Почему так происходит?
Объяснение опыта.
К проблеме
Воспитатель: И так, что нам помогает слышать?
Дети: Воздух
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего мы издаём звуки?
Дети: Голос, ноги – топнуть, руки – хлопнуть.
Воспитатель: А разговариваем мы с помощью чего?
Дети: Голоса
Воспитатель: сейчас познакомимся с моделью голосового аппарата. Опыт «Голос шарика»
Объяснение опыта.
Как вы думаете, откуда берётся воздух, который проходит через наши голосовые связки?
Дети: Из лёгких
Воспитатель: А как воздух попадает в лёгкие?
Дети: Когда мы дышим.
Воспитатель: Сейчас покажу, как это происходит.
Опыт «Модель дыхания»
Подводящий диалог.
Воспитатель: С помощью чего вы сейчас наблюдали эти опыты?
Дети: Зрение, глаза.
Воспитатель: А вы доверяете своим глазам?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим.
Предъявление факта опытом.
Опыт «Дырка в руке»
Побуждение к осознанию
Воспитатель: Что вас удивляет? (что интересного заметили)
К проблеме
Воспитатель: Какой возникает вопрос?
Дети: Почему появилась дырка в руке?
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы с вами поговорим?
Дети: О зрении, почему так получилось.
Воспитатель: Чем мы с вами видим?
Дети: Глазами.
Воспитатель: Объяснение. Правый глаз передает по зрительному нерву свою картинку, левый глаз свою. Наш мозг совмещает эти две картинки, и мы видим «дырявую руку». А на самом деле рука целая…
- Так чем мы с вами видим?
- вы с начала как думали, а как на самом деле?
Дети: Мозгом.
Воспитатель: Особенность нашего видения в том, что мы узнаём знакомый предмет (Девушка с рыбой)
«Эти линии прямые?»
«Длиннее или короче?»
«Что больше?»
«Удивительные картинки?»
Что вам понравилось больше всего?
Что нового вы узнали?
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание и активное участие в процессе. Очень рада, что Вам понравилось.
Описание опытов, используемых для проведения мастер – класса.
«Как распространяется звук»
Цель: Экспериментально показать, что в передаче звука участвует воздух.
Оборудование и материалы: Пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, круглая упаковочная резинка, ножницы, плавающая свечка.
Ход опыта: У пластиковой бутылки срежь нижнюю часть. Затем отрежь от пакета кусок плёнки, чтобы закрыть нижний конец бутылки. Плёнку натяни на открытый конец бутылки, плотно прижми и закрепи резинкой. Зажги свечу. Придвинь горлышко бутылки на расстояние 2,5 см. от огня. Теперь кончиками пальцев резко стукни по натянутой плёнке. Что произойдёт с пламенем?
Вывод: Ударяя по натянутой плёнке, ты вызываешь сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.
«Звук в трубе»
Цель: Начать формировать понятие звуковые колебания.
Оборудование и материалы: Длинная трубка, свернутая из картона или бумага, часы.
Ход опыта: Приложи часы к уху и затем отодвигай их от себя, пока не перестанет доноситься тиканье. На какое расстояние ты их отодвинул? Приставь один конец трубки к циферблату часов, а другой к уху. Ты что – нибудь слышишь?
Вывод: Когда звуковые колебания всё шире распространяются в пространстве, их энергия ослабевает. Вот почему, если часы находятся далеко от уха, их звук не слышен. Если же звуковые колебания передаются по трубке, то их энергия не растекается, а идёт прямо в ухо, так что звук тиканья слышен очень хорошо.
«Голос шарика»
Цель: Экспериментально показать, как работают голосовые связки человека. На примере шарика.
Оборудование и материалы: Воздушный шарик, картонная трубочка.
Ход опыта: Надуй шарик. А затем выпускай из него воздух, растягивая горловину двумя руками. На что похож звук выходящего воздуха? Сделай из картона тонкую трубку. Снова надуй шарик и вставь её в горловину. А теперь какой звук ты слышишь, когда воздух вырывается из шарика?
Вывод: Мышцы у тебя в горле растягивают голосовые связки, как ты растягивал горловину шарика. Растянутые связки колеблются под воздействием проходящего через них воздуха и производят звуки. Когда они расслабленны (как шарик, в горловину которого вставлена трубочка, они не вибрируют, поэтому и не производят звука.
«Модель дыхания»
Цель: Экспериментально показать, как происходит процесс дыхания человека на модели.
Оборудование и материалы: Прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик, полиэтиленовый пакет, скотч, ножницы, полоска толстой бумаги.
Ход опыта: Пластиковую бутылку аккуратно разрежьте на две половины. Затем возьми верхнюю часть бутылки, надень на горлышко шарик и всунь его вовнутрь. На открытый конец бутылки натяни плёнку от полиэтиленового пакета. По кругу закрепи её скотчем. К середине плёнки прилепи полоску толстой бумаги. Покачай за неё, чтобы плёнка «ходила» туда – сюда. Что происходит с шариком?
Вывод: Когда тянем плёнку на себя, объём внутри бутылки увеличивается. Чтобы заполнить этот объём, воздух снаружи устремляется в шарик. Когда нажимаем на плёнку, происходит обратное. При дыхании грудь работает подобным же образом (вдох – выдох).
«Эти линии прямые?»
Цель: Экспериментально показать, что – то, что мы видим, может и не существовать в действительности
Оборудование и материалы: Картинки с оптическими иллюзиями.
Ход опыта: Посмотрите на картинки. Прямые ли красные линии?
Вывод: Во всех картинках чёрные линии вводят в заблуждение, из – за них кажется, что красные линии либо изогнуты, либо наклонены.
«Длиннее или короче?»
Цель: Продолжить формировать умение сравнивать длину с помощью линейки.
Оборудование и материалы: Картинки с оптическими иллюзиями.
Ход опыта: Посмотрите на картинки. Одинаковые ли по длине красные линии?
Вывод: Когда смотришь на картинки, происходит обман зрения. На каждой картинке линии одинаковой длины.
«Дырка» в руке.
Цель: Экспериментально показать, что каждый глаз видит свой образ, а мозг их совмещает.
Оборудование и материалы: Лист плотной бумаги 2030 см.
Ход опыта: Сверните лист бумаги в трубку с диаметром 2 - см. Приставь трубку к правому глазу, а левую поставь открытой ладошкой к концу трубки рядом. Смотри в оба глаза. Видишь ли, ты дырку в руке.
Вывод: Один глаз смотрит в трубку, а другой на руку. Из – за наложения этих образов получается «дырявая» рука.
«Что больше?»
Цель: Экспериментально показать, что светлые яркие предметы кажутся больше, чем тёмные.
Оборудование и материалы: Два одинаковых по размеру круга фиолетового и ярко голубого цветов.
Ход опыта: Посмотри на предложенные круги. Какой из них больше?
Вывод: Светло – голубой круг выглядит большим потому, что светлые яркие предметы кажутся более крупными, чем тёмные, неяркие.
«Удивительные картинки»
Цель: Продолжить развивать фантазию, внимание и наблюдательность.
Оборудование и материалы: Картинки с оптическими иллюзиями.
Ход опыта: Посмотрите на предложенные картинки. Что видите? Приглядитесь внимательно. Сколько изображений вы видите.
Вывод: На каждой картинке можно увидеть два разных изображения.