люда кошко
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
К. Д. Ушинский
Теоретическая часть
-Здравствуйте коллеги! Я очень рада видеть вас.
Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Душевная копилка ребенка работает день и ночь, ее ценность зависит от того, что мы бросаем туда. Поэтому наш девиз педагогической деятельности «Поделись улыбкою своей!».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
А дети очень любят улыбаться и наша задача состоит в том, чтобы они как можно чаще радовались жизни.
Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении. Наверное, в каждой группе есть дети, отличающиеся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Подобные нарушения в эмоционально-волевой сфере в конечном итоге могут привести к социальной дезадаптации, к неуспеху в учебной деятельности, а в некоторых случаях могут вызвать различные невротические состояния.
Очевидно, что эти проблемы достаточно серьезны. И совершенно не случайно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Помочь детям с различными эмоциональными проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит, но они могут это выразить в символической форме. В ситуации сложного, наполненного эмоциями случая (длительная разлука или утрата родителя, развод, получение физической или психической травмы, конфликт со сверстниками, песочная терапия помогает придать травматичному опыту ребенка видимую форму.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В древнем Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещали около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом в начале 20 века, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Песочной терапией занимали многие ведущие психологи. В основном это последователи юнгианской школы. Один из основателей песочной терапией Маргарет Ловенфельд. Она еще в начале прошлого века основала технику построения мира на подносе используя мокрый или сухой песок.
В России очень много уделяет внимание песочной терапии наша коллега из Санкт-Петербурга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она разработала несколько методик направленных как на коррекцию эмоционально-волевой сферы, так и развитие познавательной сферы.
Таким образом, методика песочной терапии прошла путь трансформации от детской игры до психотерапевтической методики. Пропагандисты теории песочной терапии, каждый со своей стороны внесли определенный вклад в развитие этой методики, дошедшей до нас как одной из актуальных, популярных и прогрессивных методик.
Основные задачи решаемые в работе с песком.
• Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.
• Совершенствовать коммуникативные навыки, и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми.
• Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.
• Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.
Оборудование:
1. Песочница.
2. Песок.
3. Кинетический песок.
4. Фигурки: Человеческие персонажи Сказочные герои (злые и добрые) Животные (домашние, дикие и др.) Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
5. Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)
6. Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
7. Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
8. Пластиковые трубочки с отверстиями;
9. Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
Условия проведения занятий с песком:
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Рядом с песочницей должны находиться чистые салфетки.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы: • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
• Пояснения, уточнения;
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры - Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры - Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования пескотерапии
Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребё нке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать;
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия можно выяснить следующие качества ребё нка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки, сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Я предлагаю выйти ко мне несколько человек, чтобы познакомиться и проиграть игры, развивающие эмоциональную сферу.
Практическая часть
1. Упражнение «Я люблю»
Все встают в круг.
-Здравствуйте! Я очень рада видеть вас.
Психолог, держа в руках мяч, говорит:
-А начнём мы наше занятие с того, что представимся друг другу. Но сделаем мы это необычно. Тот, кто поймает мяч, расскажет что-нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут… .Я люблю… .Я хочу…. Я мечтаю…»
Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.
2. Игра «Все – некоторые - только я»
Все садятся на стульчики.
Психолог встаё т напротив них и говорит:
-Сейчас все, кого будут касаться мои слова, быстро встанут со своих стульчиков и постараются занять освободившиеся места, Если высказывание будет касаться и меня, я тоже могу попытаться занять чей-либо стул.
Попробуем? Начали! Все девочки… Все, у кого сегодня хорошее настроение… Все, у кого полосатые носки… Все у кого есть сестрёнка… Все мальчики…
Молодцы! Все люди разные, но в чём-то они похожи.
3. Упражнение «Полёт на воздушном шаре».
Психолог:
-Вы любите путешествовать?. Кто из вас уже совершал путешествие?. Сейчас вы отправитесь в фантастическое путешествие. Проходите на наш воздушный шар.
-Расположитесь как можно удобнее и закройте глаза. Расслабьтесь, сделайте два глубоких вдоха и один шумный выдох.
-Наше путешествие начинается. (звучит приятная музыка) Наш шар пролетает над островом «Песочный» и вот …. шар лопнул. Сделайте два шумных выдоха и один вдох и откройте глаза. Мы на острове «Песочный», подходите пожалуйста, сюда. Как вы думаете, с чем мы будем заниматься?
-все верно, с песком. Но прежде чем приступить к выполнению задания вам необходимо найти себе пару и крепко взяться за руки, действовать вы можете только свободными руками, а для этого вам необходимо договориться друг с другом, кто и что будет делать, учиться понимать своего партнера.
1 задание Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, установление эмоционального контакта.
Определитесь. Кто из вас будет ребенком. А кто взрослым.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на указательный палец, а ребенок называет этот палец.
Затем они меняются ролями.
2. «Драка».
Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Ход: так же становятся в пары, а педагог дает им инструкцию : что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Наберите как можно больше песка в кулаки, и с силой их сожмите. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? Обнимитесь с напарником.
«Интонация».
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями.
Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все! ” Но сказать ее нужно….(каждой паре говорю на ушко). Вы должны слушать другие пары и изобразить на песке, то эмоциональное состояние, которое передал говорящий.
«Спрячь зайку от мишки»
Цели: стабилизировать эмоциональное состояние, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику. Педагог предлагает помочь зайчику спрятаться от медведя или волка за забором. (Рассказывает историю). Ребенок строит забор из конструктора или счетных палочек. Чтобы усложнить задачу, педагог просит ребенка построить большой забор из палочек сначала синего цвета, затем красного и зеленого.
ИТОГ
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
Теперь, мысленно положите на левую руку свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили сегодня нового. Одновременно хлопнем в ладоши! Для того чтобы частицы ваших знаний разлетелись по залу и соединились в одной копилке мудрых мыслей, которые вы используете на благо общего дела - воспитание подрастающего поколения. У вас все получилось! Вы молодцы!
А сейчас покажите эмоцией свое отношение к моему мастер-классу.
Будьте всегда добры и внимательны друг к другу!
Спасибо за работу!