Анна Савчук
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетенции и мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
• создать ситуацию взаимодействия участников мастер-класса на основе совместной отработки приемов и упражнений по выбранной теме;
• продемонстрировать педагогам приемы работы нетрадиционных техник в процессе образовательной деятельности;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• мотивировать педагогов к применению нетрадиционных форм и методов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности в своей практике.
Участники: педагоги ДОУ.
Продолжительность мастер–класса : 15 минут
Предполагаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, получение практических навыков по проведению нетрадиционных техник в процессе образовательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, столы, стулья, краски гуашь, ватные палочки, фломастеры, образцы работ, боксерская перчатка, пластилин, проволока, шнуровальный планшет, листы белой бумаги А4, прищепки.
Ход мастер-класса
I. Теоретическая часть
(Приветствие. Вступительное слово, объявление темы)
Демонстрация слайдов. Слайд № 1
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я - Анна Александровна Савчук, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 61 «Малышок» - рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Демонстрация слайдов. Слайд № 2
В нашем детском саду есть дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
• вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
• умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
• проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
В последнее время педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые носят системный характер, а именно возрастает число детей с речевыми нарушениями. Нарушение речевой деятельности у данной категории детей носит многоаспектный характер. И вовремя оказанная помощь - одна из важнейших задач.
Демонстрация слайдов. Слайд № 3
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Довольно сложная задача, а при работе с детьми с ОВЗ она еще более усложняется. Ведь детей с ОВЗ отличает, что практически у них у всех существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, нарушение познавательной деятельности, а это ведет к нарушениям социального развития, а так же к низкой мотивационной готовности к обучению.
Таким образом, практика показывает необходимость проведения целенаправленной работы по развитию социальных навыков дошкольников с ОВЗ. Необходимо подобрать эффективные способы формирования навыков социального взаимодействия у детей в условиях детского дошкольного учреждения.
Как уже говорилось, детей с ОВЗ отличают проблемы с самооценкой, тревожностью, агрессивностью, нарушение познавательной деятельности, низкой мотивационной готовности к обучению, что требует обязательного участия в работе с ними педагога-психолога.
Практика показывает, что нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ – являются эффективным средством повышения мотивации к их обучению и социализации. Направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
На наш взгляд наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т. д., словесные поручения, организация проблемно-речевых ситуаций и т. д.
Так же в нашем учреждении используется одна из технологий, непосредственно направленная на развитие отношений между детьми. Это система игр, разработанная детским психологом, доктором психологических наук Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В. М. Холмогоровой. Наши педагоги адаптировали её для своих воспитанников. В результате был подобран практический материал (игры) по работе с детьми, который вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, сплачивает детей, развивает чувство взаимопомощи, поддержки и сочувствия, направлен на формирование дружеских отношений между детьми.
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету посредством применения нетрадиционных формы и методов работы обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе педагога.
Некоторые нетрадиционные методы работы мы представим на нашем мастер-классе.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее.
II. Практическая часть.
(Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, с комментариями. Выполнение заданий в соответствии с обозначенной задачей, индивидуально, в группах)
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми живут эти дети.
Мне нужны два участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второму участнику с завязанными руками завязать шнурок на шнуровальном планшете.
(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Ведущий: Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше, также как и в нашей работе с детьми. Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Есть одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми.
И сегодня на нашем мастер-классе я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих повышению мотивации к обучению и социализации детей.
1. Ведущий: Сегодня я начну свое выступление с музыкального приветствия. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга.
Демонстрация слайдов. Слайд № 4
Упражнение «Привет» ( музыкальное сопровождение: Лео Делиб, «Пиццикато» из балета «Сильвия»)
Участники выполняют движения вместе с ведущей. На слово «привет» хлопают в заданном ритме.
Для плодотворной работы нам понадобится 2 творческие группы педагогов, состоящий из двух человек.
Демонстрация слайдов. Слайд № 5
Игра с использованием синельной проволоки.
Инструкция для первой творческой группы: сделать геометрические фигуры по образцу: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Упражнение с пластилином «Выложи букву»
Инструкция: Отрываем от пластилина небольшие кусочки и катаем из них маленькие колбаски, затем накладываем их на образец буквы и прижимаем ее. У вас получаться буквы на отдельных карточках, из которых вы сможете отгадать ребус.
Комментарий для педагогов :
Изучая с ребенком буквы и цифры важно задействовать различные виды восприятия и памяти. Не всегда стоит опираться только на зрение, слух и копирование карандашом. Двигательная и тактильная память самые лучшие помощники в закреплении образа букв и цифр помощью упражнений из пластилина.
Синельная проволока – это удивительный материал для развития детей. Пушистая мягкая палочка привлекает разнообразием цветов. Она безопасна в работе, приятна на ощупь, легко гнется, хорошо держит форму. Это материал, который дает бесконечный простор для фантазии ребенка.
- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;
- развитие синхронной работы рук;
- является толчком для развития речи.
Игры с использованием прищепок.
Инструкция для второй творческой группы: прищипывать прищепки, соотнося с цветом и цифрой на картинке.
Комментарий для педагогов
Игры с прищепками для детей - эффективное средство развития мелкой моторики вносит бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Необязательно платить немалые средства за развивающие игрушки, когда с задачей улучшения подвижности пальцев рук не хуже справятся обычные бельевые прищепки. С их помощью можно организовать увлекательные игры для ознакомления с окружающим миром, развития речевых, математических и творческих навыков.
Упражнение «Рисуем точками»
Инструкция для третьей творческой группы: Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т. д. (после нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.)
Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.
Демонстрация слайдов. Слайд № 5
Комментарий для педагогов
Сегодня я познакомила вас с техникой «паунтилизм» (точечная техника рисования, которая произошла от названия французского слова pointiller писать точками. Еще говорят, что название техники пуантилизм произошло от слова «пуанты» - тапочки балерины. Они оставляют воображаемые точечки на сцене, балерины танцуют опираясь на кончики пальцев.
Придумал этот вид живописи Жорж Сера (показываю слайды картин). В основе пуантилизма лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Краски не смешиваются, подбираются по тону. Когда рассматриваешь такие картины, то смешение цветов можно определить только рассматривая их с некоторого расстояния.
Сегодня мы с вами освоили технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
Рефлексия. «Зарядка»
Ведущий: сейчас предлагаю вам провести не большую зарядку и через выполнение определенных движений дать оценку моему мастер классу :
- обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.
Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.
Ведущий: Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету посредством применения нетрадиционных формы и методов работы обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе педагога. Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее.
Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Учиться, должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.