Альфинур Козлова Хидиятовна
Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка из лыка «Олень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что ни ремесло, то промысел» Провела 09.11.2017
Цели:
1. Познакомить педагогов с процессом заготовки и обработки лыка и его использованием. Расширить знания педагогов о народных промыслах, о народной игрушке.
2. Научить делать игрушку оленя из лыка (использование регионального компонента).
3. Развивать навыки поисковой работы, познавательную активность. Стимулировать проявление творческого подхода педагогов ДОУ к созданию в группах условий для художественно-эстетического развития детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Народная игрушка из лыка „Олень“» размещена в разделах
- Животные севера. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Олень. Детям про оленей
- Олень. Конструирование, поделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
4. Активизировать взаимодействие педагогов, детей и родителей по данному направлению.
Демонстрационный материал:
1. Куклы из лыка.
2. Лапти.
3. Лыко, лен.
4. Иллюстрированный материал о заготовке лыка.
Оборудование: На каждом столе:
1. Лыко
2. Ножницы.
3. Пряжа красного цвета.
4. Салфетки, пакетики для отходов.
План.
1. Беседа о народных промыслах и его видах. Разбор понятия «промысел». Демонстрация лыка, лаптей, игрушек из лыка. Приложение 1. Презентация
2. Практическая работа. Приложение 2. Презентация
Ход мероприятия:
Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении веков его руками. Наша планета - это музей Вечности, главные экспонаты которого - Вдохновение, Работа, Мастерство. Время сметает с лица Земли целые государства, меняют очертания материки. Но ни мощные землетрясения, ни наводнения, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к творчеству. А. П. Чехов в свое время сказал «Тот, кто испытал наслаждение творчеством, для того другие наслаждения не существуют». Сегодня и мы окунемся в удивительный мир декоративно прикладного творчества.
Народные промыслы - это гордость России. В народе говорили : «Что ни ремесло, то промысел». «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство - не промысел»
Ну а более конкретное определение промысла можно найти у В. Даля: «Промысел - действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, умение и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел - это возможность заработать деньги помимо основного заработка.
Ремесла кормили, одевали, обували. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит». Русский язык доказывает изобилием пословиц и поговорок о ремеслах и промыслах величайшее уважение человеку умельцу, способному творить чудеса из природных материалов.
Пословицы и поговорки о ремеслах:
Больше мастерства нет драгоценности.
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
С ремеслами кусок хлеба добудешь.
Голосом спляшет, а ногами споет.
Дал Бог руки, а веревки сам вей.
Человек создан для труда.
Спозаранку трудиться - душу радовать.
Живой не без промысла.
Поговорки о терпеливом отношении к выполнению работы:
Терпение и труд все перетрут.
Только опыт создает настоящего мастера.
Умный, в трудном деле не спешит.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Человек хорошо делает то, что любит.
Дело мастера боится.
И маленькое дело делай как большое.
За один раз дерева не срубишь.
Счастье в воздухе не вьется, оно трудом дается.
Хорошему мастеру любой материал хорош.
При большой поспешности в работе будут погрешности.
Без меры лаптя не сплетешь.
Быстро сделанная работа хорошей не бывает.
Во всяком деле надо трижды подумать.
Все трудно лишь сначала.
В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Всякая работа мастера хвалит.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
Лучшие народные мастера были выходцами из крестьянской и ремесленной городской среды, но деревня являлась и является основным хранителем сложившихся традиций народного искусства. Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки и изготовление предметов. Уклад крестьянской семьи связан был с сезонными работами в поле, в хозяйстве, зависел от природной среды и подчеркивал связь человека с природой, селом и домом, что, в конечном счете, и определяет характер народного искусства.
Наиболее значительные события семейной, хозяйственной и трудовой жизни сельского жителя сопровождались обрядами, праздниками, народными гуляниями, в которых наряду с песнями, танцами, музыкой и устным фольклором отводилось большое место и бытовым предметам. Недаром бытовые предметы делились на повседневные и праздничные. Желание вносить радость и красоту в безрадостный труд и нелегкую жизнь являлось неотъемлемой чертой русского крестьянина.
Наряду с утилитарной, предметы народного декоративно-прикладного творчества выполняют эстетическую, обрядовую, воспитательную функции.
Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки для изготовления предметов быта. Сегодня мы познакомимся с одним из таких промыслов, который до сих пор распространен на территории России.
Это - заготовка лыка (файлы 4- 11) Приложение 1.
Демонстрация лыка, лаптей, кукол, игрушек из лыка. А еще на Руси из лыка делали и до сих пор делают игрушки. Народная кукла - национальный символ России. Разные материалы используют для изготовления игрушек - глину, дерево, мочало. Это и матрешки, и свистульки, это и тряпичные куклы.
А мы сегодня из лыка изготовим игрушку оленя. Олень у многих народов является символом света, чистоты, обновления, созидания и духовности. Приложение 2
Практическая работа:
Перед вами на рабочем месте три пучка лыка, два больших и один малый, пряжа красного цвета, ножницы, пакетик для отходов, салфетка. Салфетка кладется на колени, чтобы защитить одежду от обрезков лыка.
1. Приготовленный большой пучок лыка перевязываем посередине. Вывернем пучок так, чтобы нитка оказалась внутри. Оформляем голову игрушки, перевязав красной нитью, отступая от края 1-1,5 см (слайд 12) .Оставшиеся края нити не обрезаем.
2. В пучок лыка с оформленной головкой в верхнюю часть просовываем заготовленный малый пучок лыка и перевязываем красной нитью за малым пучком (слайд 13, малый пучок предназначен для изготовления рожек. После перевязывания за рожками, этой же нитью обвязываем рожки, чтобы они «встали над головой», делаем несколько узелков для крепости.
3. Через второй большой пучок лыка пропускаем примерно посередине первый большой пучок с оформленной головкой и закрепляем сова красной нитью. Таким образом, у нас сформировалась голова, шея и спинка игрушки оленя (файл 14)
4. Оставшуюся под шейкой часть лыка делим пополам, формируя передние ножки оленя и каждую, перевязав красной нитью, формируем копытца (файл 14)
5. Формируем спинку, перевязав нитью несколько раз потуже, затем из оставшегося под спинкой лыка формируем задние ножки и копытца. Выравниваем ножницами копытца, обрезав лишнее. Из малого пучка формируем рожки, поделив на части лыко и перевязав рожки нитью каждый отдельно. Оставшиеся длинные концы красной пряжи на головке привязываем к шее, тем самым фиксируем наклон головы оленя. Олень готов. (файл 15) Можно из пряжи сплести удила для оленя, а рожки украсить красными ленточками, т. к. у северных народов украшают белую олениху - важенку, которая считается священной.
(файл 15)
Все сегодня потрудились на славу. Какие великолепные олени у нас получились. Надеюсь, что мастер классы по ознакомлению с традиционными народными промыслами станут доброй традицией нашего дружного коллектива и богатым опытом для художественно-эстетического развития детей.