Светлана Подзорова
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов на тему : «Использование элементов Орф- педагогики в речевом развитии дошкольников».
(2слайд)- Уважаемые коллеги, я бы хотела начать свой мастер класс с высказывания: «Что я слышу - забываю, что я вижу - запоминаю, что я делаю - я понимаю». (Конфуций)
- Подумайте, как можно применить эту цитату в развитии речи детей? (ответы воспитателей)
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методика Карла Орфа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Это высказывание хорошо подходит к детям имеющим нарушения речи, так как у этих детей больше развито зрительное, музыкально-двигательное восприятие. Им легче воспринимать информацию в виде картинок или ощущать предметы тактильно, а лучше делать это самим. Поэтому использую в своей работе логоритмические упражнения для развития речи, но я решила не стоять на месте и начала поиск новых методик для совершенствования и обогащения связной речи детей. Нашла методику Карла Орфа.
1. В рамках мастер-класса я хотела поделиться своим опытом и продемонстрировать использование элементов Орф - педагогики в речевом развитии дошкольников.
(3 слайд)Карл Орф – немецкий композитор, основатель музыкально-педагогической системы «Шульверк. Музыка для детей» в которой он обучал детей навыкам коллективного музицирования, пения, импровизации и игре на простейших ударных инструментах.
Основной целью системы является - практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи.
Если в логоритмике больше всего используют стихи, диалоги, потешки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, то при помощи орф-педагогики дети могут озвучивать сказки, придумывать их самостоятельно, разыгрывать спектакли. Так же как и в логоритмике Орф в своих упражнениях использовал элементарные движения – хлопки, щелчки, притопы, но ещё добавлял музыкальные инструменты.
(4 слайд) Ценность методики К. Орфа : простота в разучивании, игровая основа обучения; возможность сочетать с другими методиками; знакомство с народной и профессиональной музыкой разных стран; развитие способностей каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности
(5 слайд) Какие же инструменты подходят для озвучивания сказок по системе Карла Орфа? В каждой группе детского сада есть музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка, металофон и т. д., но для большего интереса детей можно применить обычные предметы, которые издают звуки. Такие как расчёска, стаканчики, полиэтиленовые мешочки, баночки, шары, ложки. Можно на занятиях или дома вместе с родителями изготовить нетрадиционные музыкальные инструменты. Использование инструментов при инсценировки сказок дает дополнительные богатые возможности для развития музыкального, речевого, фонематического слуха, развивает чувство ритма, эмоциональность речи.
Методика Карла Орфа создаёт на занятиях атмосферу игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
2. Практическая часть.
- Теперь давайте перейдем к практической части моего мастер класса.
Для начала давайте поздороваемся. Давайте встанем в круг и будем повторять за мной движения.
(6 слайд) Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте ребятки — всем привет!
Ну как настроение улучшилось? А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Например, с рыбкой, которая живет в пруду, возле которого мы с вами оказались (садимся на пол)
(7 слайд) Игра с палочками «Рыбка»
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот - передаем соседу справа
Червяк - берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, -2 раза стучим перед собой палочками
хоть чуточку - передаем соседу справа;
затем берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь - 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую
четверть.
Не захотела рыбка ловиться, пойдем дальше.
(8 слайд) Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Вышли мы с вами на лесную полянку, где Совушки живут. Поделимся с ними хорошим настроением? Но есть у этих совушек волшебная шляпа. Вот она
(9 слайд) Речевая музыкальная игра «Волшебная шляпа»
Надевали совушки
Шляпы на головушки
А одна всю ночь летала
Шляпу где – то потеряла
1-й вариант: Шляпа передается по кругу, надеваем на голову, шляпа на голове у того на ком остановилось стихотворение, а в круг выходит стоящий рядом, у кого нет шляпы.
2 вариант: На ком остановилось стихотворение, и у кого в руках оказалась шляпа, тот выходит в центр круга и угадывает жанр музыки, или задает свой ритм, остальные повторяют, или угадывают - какой звучит инструмент. Можно импровизировать.
Наше путешествие заканчивается, но мы всем, кто нам встретился в лесу, подарили хорошее настроение и положительные эмоции
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на
предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время
нашего путешествия.
3. Заключение(10 слайд)
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речь, учатся чётко проговаривать звуки. Все упражнения проводятся по подражанию. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движение, воспитатель или логопед продолжает работу на занятиях. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения и способствует развитию личности в целом.
- Спасибо за внимание! (11 слайд)
Подготовила и провела:
Музыкальный руководитель
Подзорова Светлана Геннадьевна