Лариса Юдина
Мастер-класс для педагогов «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему : «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в процессе развития дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.
Решение этих проблем – театрализованная деятельность.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина, предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова, выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева, разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.
Деловая игра – КВН
I часть Представление команды
I I часть. Разминка
Вопросы 1 команде: Вопросы 2 команде:
1. Продолжите предложение…
Под театрализованной деятельностью детей я понимаю(1 команда)
Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются(2 команда) (использовать худ. слово, вызывать
эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)
2. Назовите типы занятий по 2. Назовите формы организации
театрализованной деятельности. театрализованной деятельности
с дошкольниками.
3. Назовите имена практиков, работающих над театрализованной деятельностью дошкольников.
(М. Д. Маханева, В. Г. Петрова, Б. М. Теплов, М. А. Васильева, Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Д. В. Менджерицкая, Е. Л. Трусова, Е. Мигунова, Э. Г. Чурилова, Е. В. Мигунова, Е. А. Антипина, С. А. Козлова, Н. Ф. Сорокина, В. А. Деркунская, Т. И. Петрова)
4. Назовите основные параметры 4. Назовите основные параметры
диагностики по театрализованной диагностики по театрализован-
деятельности в старшем возрасте ной деятельности в средней группе
(умеет разыгрывать несложные (умеет разыгрывать несложные
сюжеты, использует выразитель- сюжеты, использует выразительные
ные средства, пантомимические средства)
навыки, умеет проявлять творческую
инициативу,импровизировать)
5. Каковы характерные особенности 5. Каким образом театрализованная
театрализованных представлений? деятельность связана с изобрази-
(Литературная или фольклорная тельной? (изготовление афиш,изго-
основа и наличие зрителей) товление костюмов и декораций,
рисование пригласительных би-
летов,изготовление театров (картин-
-ки на руке, на фланелеграф,
рисование после просмотренных
спектаклей, использование
игрушек народных промыслов
в спектакле)
6. На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?
Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.
(характеризует 1 команда) (характеризует 2 команда)
Режиссерские игры Игры-драматизации
настольный театр картинок и игрушек;
теневой театр;
театр на фланелеграфе;
стенд-книжка. игры-драматизации с пальчиками;
с куклами би-ба-бо;
импровизации;
с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).
В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.
III часть. Решение педагогических ситуаций
1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.
? Объясните поведение малышей.
2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».
Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.
? Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?
? Следует ли водить малышей в театр?
3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.
Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, — сказала мама, — прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.
Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.
? Объясните резкие перемены в поведении Миши.
? В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?
? Дайте анализ приемов руководства этой игрой.
4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта – игра в «детский сад», 2 марта – игра в «почту», 3 марта – игра в «театр» и т. д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
? Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
? Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».
? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
IV часть. Решение кроссвордов
(Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова)
Десять Р (1 команда)
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6. Композитор.
Театральная змейка(2 команда)
Место для представлений, зрелищ.
Главный руководитель, постановщик спектакля.
Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
Исполнитель ролей в театральных представлениях.
Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Перерыв между действиями спектакля.
Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.
Что лучше всего подарить артисту, который понравился?
Ответы: 1. Театр. 2. Режиссер. 3. Репетиция. 4. Яма. 5. Актер. 6. Рампа. 7. Антракт. 8. Танец. 9. Цветы.
VI часть Индивидуальные выступления
- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;
- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.
VII Домашнее задание. Инсценирование стихотворения.
(представляется по одному стихотворению от каждой команды).
Методика тренинга (этапы работы) :
Информационный (знакомство с содержанием)
Интерпретационный (психологический анализ).
Сочинительство.
Драматизация (инсценировка)
Список используемой литературы :
Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.
Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004
Маханева М. Театрализованная деят-сть дошкольников// Дошк. восп. –1999.- №11.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
Михайлова А. Я. Ребенок в мире театра : Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры. -М., 2001.
5. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду
Великий Новгород,2006
6. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
7. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. – №12.
8. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.