Надежда Леонова
Мастер-класс для педагогов на тему «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитателей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, дать практические навыки по теме.
Информационная часть:
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Рекомендации для воспитателей компенсирующих групп:
- Артикуляционная гимнастика проводится воспитателем ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.
- Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность
от простого к сложному;
- Проводится артикуляционная гимнастика эмоционально, в игровой форме;
- Ежедневно выполняются по 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) – для малышей
- Средний возраст 4-5 упражнений: 2 статических, 2-3 динамических и одно на речевое дыхание;
- Старший возраст 5-7 упражнений:2-3 динамических, 2-3 статических и одно на речевое дыхание.
- Добавляется только по одному новому упражнению;
- Каждое упражнение выполняется 4-5 раз;
- Если какое-то упражнение выполняется не достаточно хорошо, то новое
упражнение не дается.
Организация работы воспитателя:
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Выполняя упражнения ребенок, должен видеть не только свое лицо, но и лицо взрослого. Упражнения выполняются строго перед зеркалом. Для достижения результата артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.
Правила выполнения артикуляционных упражнений :
Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы.
При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое : улыбка-хоботок, заборчик - бублик, качели, часики, лошадка - вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
1. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
2. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
3. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют :
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
2. Статические упражнения направлены
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 10-15 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
3. Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
4. Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
5. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Практическая часть:
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для формирования позиции губ
"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.