Людмила Стрелкова
Мастер-класс для педагогов «Музыкотерапия — музыка как лекарство»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Музыкотерапия : музыка как лекарство»
Теоретическая часть
Цель: ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.
Задачи:
-Показать, как музыка воздействует на человека.
-Познакомить с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Музыкотерапия — музыка как лекарство“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс «Музыкотерапия : музыка как лекарство». Готовясь к проведению мастер - класса, я искала для себя и детей новую здоровьесберегающую технологию. Но все новое, это хорошо забытое старое, или переформулированное на современный лад. Музыкотерапия - это не только прослушивание классических симфоний и произведений Чайковского, Баха, Моцарта, это увлекательные занятия для детей даже раннего возраста, ведь в каждом периоде детского развития есть своя музыкальная программа, а наши дети слушают короткие потешки, песенки, припевки.
В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. У каждого из вас есть своя любимая музыка. Когда мы её включаем, мы расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы учим любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив сил и энергии. Положительный эффект музыки каждый мог испытать на себе, поэтому в современном мире всё большую популярность завоевывает музыкотерапия - метод лечения музыкой.
То, что музыка - это не просто набор звуков, пусть даже приятных, подметил ещё Платон в 4 веке до н. э. Он твердил своим ученикам «Музыка - самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить её, дополнить, дать ей блаженство и озарение».
Платон был прав. После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс. Ребенок, едва встав на ноги, начинает двигаться в такт музыки.
Японский исследователь Масару Эмото к своей книге «Послание воды» доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды. Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке.
Почему речь зашла о воде? Все просто, ведь клетки человеческого организма, как известно, на 60-80% состоят из молекул воды.
Коротко классификация музыки выглядит следующим образом:
• Классика. Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.
• Церковная музыка. Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.
• Барокко. Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.
• Джаз, блюз, соул. С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.
• Рок, металл, панк, гранж. Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими. Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.
Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в дошкольном возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Практическая часть
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» В. М. Бехтерев.
С чего я начала работу? Прежде всего, я изучила специальную литературу, и поставила перед собой цель: исследовать процесс влияния и воздействия музыкотерапии на детей.
Перед собой я поставила следующие задачи:
-Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме
-Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии на здоровье.
-Поделиться своим опытом работы с педагогами.
Надо отметить, что музыкотерапия является коррекционной технологией. Я использовала следующие методы работы в терапии музыкой : наблюдение, беседа, прослушивание музыки, пропевание гласных, игра, а также элементы таких нетрадиционных методов коррекционной педагогики как : самомассаж, релаксация.
Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти и для более эффективной работы в этом направлении в группах я создала свою фонотеку с качественной записью музыкальных произведений согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции выразить они способны. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально - психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только включить грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаю следующие темы: шум водопада, звуки леса, голоса птиц в лесу. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира.
Музыкотерапия используется в нашем детском саду не только на музыкальных, и на физкультурных занятиях, но и во всех режимных моментах: на утренней гимнастике, после артикуляционной гимнастики пропеваем гласные, во время бодрящей гимнастики после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. Утренний прием в детском саду начинается под музыку. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Перед сном также включается нежная музыка, дети сразу успокаиваются и засыпают крепким дневным сном. А при подъёме детей, наоборот, можно включить весёлую музыку.
На музыкальных занятиях дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Живой интерес у детей всегда вызывает «Шумовой оркестр». Для мышечного расслабления использовали самомассаж, с пропеванием текста. Играли в игру «Тихо - громко». Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Ход мастер - класса
Ну, что, подошло время для проведения мастер класса. Сегодня так много говорили про музыку, давайте сейчас погрузимся в атмосферу умиротворения, спокойствия и тишины.
Под звуки природы закрыть глаза, текст зачитать.
Текст погружения в релаксационное состояние. Займите удобную позу. Кисти рук лежат свободно на коленях. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш сегодняшний опыт. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.
Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».
Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте, как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут, звучит классическая музыка)
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.
А теперь пойдем дальше…
Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и запашистых цветов. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…. Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав, музыку леса. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Ну, что расслабились? Мне, кажется, нет! Для полного счастья нужен массаж! Поворачивайтесь к своему соседу слева и повторяйте за мной.
«Посмотрите, дождь полил,
И слоненка (котенка, зайчонка, медвежонка, цыпленка) намочил
Он бежит к себе домой
Весь до ниточки сырой».
Этот массаж с детьми можно проводить, когда дети сидят на стульях, а можно посадить на пол образовав круг.
А кто в нем будет участвовать в следующей игре, сейчас определим. Загадываю загадки.
-песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе (Песня Красной шапочки)
-песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью (Песенка Винни Пуха)
-песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движения вокруг своей оси (Где то на белом свете)
-песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек (Песня про зайцев)
-песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе (песня Мушкетеров)
-песня о трагической смерти маленького насекомого (Кузнечик)
-песня неизвестной игрушки с большими ушами (Чебурашка)
-песня о мальчике, сующем нос в чужое дело (Буратино)
(приготовить 8 стульев для участников)
Наверняка вы с детьми проводили эту игру. А теперь посмотрим на ваши музыкальные способности. И так встречаем шумовой оркестр. (раздать муз инструменты и под народную музыку в такт играть на шумовых инструментах)
А сейчас посмотрите на картинку (слайд). Баба Яга любит летать на своей волшебной ступе. И мотор ее ступы каждый раз звучит по-разному. Давайте споем песенку мотора.
После этого педагог накладывает на картинку (фон) в любой последовательности изображение гласных звуков, а участники исполняют (направление "полета" показывает педагог) на заданном звуке. Данное вокальное упражнение очень хорошо влияет на развития артикуляционного аппарата детей, дикции и дыхания. (а, у, ы, и).
На этом наш мастер - класс подходит к концу. Спасибо за внимание.