Ольга Бодрова
Мастер-класс для педагогов «Музыкально-дидактические игры в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели мастер-класса :
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
мотивация на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр;
использование музыкально-дидактических игр в различных видах детской музыкальной деятельности.
Задачи мастер-класса :
• приобщение воспитателей к музыкальной культуре, расширение их кругозора;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Музыкально-дидактические игры в детском саду“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• знакомство со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности;
• знакомство участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми, их методами и приёмами.
Форма проведения: рассказ, беседа, практическая работа.
Уважаемые коллеги! Охотно напоминаем, что мы работаем с детьми 3-7 лет по программе «Ладушки».
Применение инновационных технологий в нашей деятельности способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребёнка, развивает коммуникативные навыки. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
Одним из важнейших средств развития музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности.
В нашей работе мы придерживаемся принципа, озвученного в детской песне. К. Ибряева, муз. С. Соснина «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
Игра – явление сложное и многогранное. С введением новых дошкольных стандартов она по-прежнему занимает свое почетное 1-е место. В процесс игры вовлекается вся личность ребё нка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
Мы знаем, что всякая деятельность имеет цель.
Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна» : дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детства и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
Коротко, как вывод:
• Игра - получение удовольствия.
• Игра - радость для играющих.
• Игра - прекрасное средство диагностики.
• Игра – мощное стимулирующее средство.
Задача игровой деятельности - установление контакта с ребё нком: контакта содружества и сотворчества.
Сегодня в рамках мастер-класса мы бы хотели остановиться на одном из важнейших средств развития музыкальной деятельности детей. Это музыкально-дидактические игры.
ИТАК, Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, упражнения в виде игры.
Они в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Первый раздел музыкально – дидактических игр называется
«Игра и пение».
Это игры : «Угадай мелодию», «Узнай песню по ритмическому рисунку», «Узнай песню по вступлению», «Простучи ритм песни» и т. д.
Сегодня мы хотели бы поделиться своим опытом и продемонстрировать вам эффективные приёмы и игровые педагогические технологии, которые применяем в процессе своей деятельности.
Сейчас мы остановимся на игровом упражнении «Испорченная пластинка».
(приё м: продолжи фразу, песню)
М / Д игра «Испорченная пластинка»
Мы исполним фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и будем сопровождать пение ритмическими хлопками, нечетная строка поется вслух, четная - про себя. Послушаем куплет и припев, чтобы понять темп и мелодию, потом споём.
2 трек.
1. В траве сидел кузнечик, вслух
2. В траве сидел кузнечик, про себя
3. Совсем как огуречик вслух
4. Зелененький он был. про себя
5. Представьте себе, представьте себе вслух
6. Совсем как огуречик. про себя
7. Представьте себе, представьте себе вслух
8. Зелененький он был. про себя
Такое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей, учит петь ансамблем, дисциплинирует, воспитывает внимание, коммуникативность поведения. В процессе пения музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно: они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать такие музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственности.
Второй раздел называется «Музыкально-дидактическая игра и движение».
Например, игра «ВЕСЁЛЫЙ КУБИК»
Я напомню, что музыкально-дидактическая подвижная игра всегда требует слуховой сосредоточенности. Она помогает развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, пробуждает фантазию детей, открывает большое поле для их творчества. Ребенок во время этой игры представляет себя в роли медведя, курицы, собаки, лисы, кошки, зайца, то есть, учится входить в роль, развивая талант.
«Весёлый кубик». (используется эффективный приём-передача образа, функция этой игры - самовыражение)
Ход игры:
Под музыку и мой текст передаём кубик по кругу. У кого остановится кубик, тот бросает его на пол в кругу. Кто изображен на верхней грани кубика, того животного и нужно изобразить под соответствующую музыку.
Можно предложить ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он двигается, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.
Итак, начинаем…
Нужно взять веселый кубик,
И по кругу передать.
Нам подскажет этот кубик,
Что нам нужно показать!
Все садятся.
Педагогическая ценность этой музыкально-дидактической игры в том, что она открывает перед ребёнком пути применения полученных знаний в жизненной практике. Применение этой игры дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
Здесь и слушание музыки, и определение характера пьесы, движения, согласно музыкального произведения. И к тому же – развитие речи, обогащение словаря.
Музыкально-дидактическим играм в процессе обучения присущи две функции.
Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Третий раздел «Детские музыкальные инструменты».
Используя музыкальный домик можно знакомить детей с новыми музыкальными инструментами, можно повторить или закрепить полученные ранее знания. На любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Можно загадывать друг другу музыкальные загадки.
Например, М / Д игра «Музыкальный домик»
Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.
Ход: Я говорю: Вот домик, он сказочный, в нем живут веселые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют.
Исполняю несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку (играем) поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели. Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика.
Можно выбрать вариант игры : ЗАГАДКИ.
Задание: Отгадай загадки и заполни окошки домика:
1 Есть у нас веселый друг, очень любит громкий стук.
Тут ответ совсем не труден -знают все, что это (бубен)
2 С виду инструмент простой. Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей. На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!» И узнаем… (барабан)
3 Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (ложка)
Следующая М / Д Игра: Кубик-оркестр:
Задачи игры :
Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу, передайте кубик другу.
Кубик может показать, на чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр»
Инструменты в руки взяли, дружно громко заиграли,
Нам играть не надоест. Что создали мы?. (оркестр)
Хочется отметить М / Д игру «Оркестр».
Функция м/д игры «Оркестр» - релаксационная, развлекательная (напряжение снято, играть весело и увлекательно).
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.
Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.
И в заключение хочется сказать:
Наша память сохраняет:
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
Спасибо всем за работу.