Мария Чубакова
Мастер-класс для педагогов «Морфологический анализ — метод развития творческого воображения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Морфологический анализ – метод развития творческого воображения»
Цель: распространение опыта по использованию элементов ТРИЗ-РТВ технологий у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности для развития их творческого воображения
Задачи:
- формировать представление педагогов об использовании метода «Морфологический анализ» в работе с детьми по развитию творческого воображения.
- показать на личном примере изготовление и использование таблиц для морфологического анализа.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Морфологический анализ — метод развития творческого воображения“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Оборудование: картинки с изображением животных, частей тела, заготовки таблиц для морфологического анализа, мультимедийная презентация, буклеты, карандаши, клей (для каждого участника).
Ход мероприятия
Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что воспитанник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.
Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ - технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития воображения детей является морфологический анализ.
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.
Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно!
Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка и аппликации, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.
Наиболее эффективной в работе считаю морфологическую таблицу, которую использую в творческих зарисовках с детьми. Такая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта.
Для изготовления таблицы на тему «Фантастическое животное» Вам понадобится:
- таблица, где в зависимости от возраста воспитанников могут быть задействованы 2-4 горизонтали и вертикали;
- картинки животных, их частей тела;
- клей, ножницы;
- карандаши, акварель для рисования.
На горизонтальной оси выкладываем по порядку картинки животных: медведь, заяц, кот, лиса. Затем на вертикальную ось помещаем части тела животных, которые будем комбинировать.
Полученное животное предлагаю Вам нарисовать.
Приведу еще пример. Творческое задание на тему «Фантазийный дом». Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, материал.
Затем размещаем варианты частей дома по горизонтали: окна, двери, дымоход.
Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и комбинируем.
В результате получаются необычные, фантастические дома, с бумажным листом вместо двери, окном и дымоходом в форме звезды оранжевого цвета.
По тому же принципу, мы с воспитанниками выполнили рисунки необычного растения, получили забавные автомобильчики и чудо-игрушки.
Составила заместитель заведующего М. А. Чубакова.