Марина Машкова
Мастер-класс для педагогов «Многофункциональный игровой пенал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство педагогов с игровым пеналом
Ход:
В современном мире в последнее время складывается следующая тенденция: чем проще и доступнее игрушка, тем больший интерес она может вызвать у ребенка. В связи с этим, я хочу представить вашему вниманию многофункциональный игровой пенал, который прост в изготовлении, вариативен в использовании и интересен детям.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Многофункциональный игровой пенал“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
Пенал изготовлен из бросового материала: небольшого куска толстого кабель-канала и горлышек от пластиковых бутылок. Внутри каждого пенала засыпан наполнитель разного размера (соль, пшено, горох и т. п.) для активизации слухового анализатора. Для игр также потребуются крышечки от пластиковых бутылок разного цвета.
Основная цель работы с пеналом – формирование мелкой моторики, подготовка руки к графической деятельности.
Варианты игр с пеналом :
1. И/у «Что громче», «Найди такой же» (с младшей группы)
Цель игры: формирование слухового восприятия.
Ход: Детям предлагается несколько пеналов, разных по звучанию, среди них нужно выбрать самый тихий/громкий пенал, либо пенал, который тише/громче, чем у педагога. Если в группе есть баночки-«шумелки», созвучные пеналам, предлагается подобрать к каждому пеналу свою «шумелку».
2. И/у «Выложи по образцу» (с младшей группы, «Запомни и повтори» (со средней группы)
Цель игры: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, зрительного и цветового восприятия.
Ход: Детям предлагается пенал, на котором в определенном порядке накручены крышечки разного цвета, на своем пенале они должны накрутить крышечки в том же порядке, по образцу. Чтобы усложнить задачу, в качестве образца для накручивания предлагается графическая схема. В варианте игры «Запомни и повтори» ребенку предлагается запомнить последовательность накрученных крышечек на образце (или графической схеме, затем образец убирается, задание выполняется по памяти.
3. И/у «Лево-право» (со старшей группы)
Цель игры: формирование понятий «слева», «справа», ориентировка на плоскости.
Ход: Детям предлагается пенал и крышечки разных цветов. Следуя инструкции педагога, дети начинают пошагово накручивать крышечки, например: «В середине пенала накрутите красную крышечку, справа от нее – белую, в левом краю – желтую и т. п.»
4. И/у «Определи количество слогов» (со старшей группы)
Цель игры: формирование навыка слогового анализа.
Ход: В данном упражнении всегда используются крышечки только одного цвета, в данном случае – желтые. Детям предлагается слово, в котором нужно определить количество слогов и накрутить такое же количество крышечек на пенале. Польза упражнения заключается в подключении визуального анализатора в дополнение к слуховому.
5. И/у «Определи место звука в слове» (со старшей группы)
Цель игры: формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Ход: Пенал делится на три условных части, обозначающие начало, середину и конец слова, лишние горлышки закрываются крышечками нейтрального цвета. Ребенку предлагается выбрать крышечку, подходящую тому звуку, место которого он будет определять (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые). Затем, педагог называет слова, ребенок определяет в какой части слова находится нужный звук (начало, середина или конец, накручивает крышечку в нужное место на пенале.
.
6. И/у «Составь звуковую схему слова» (подготовительная группа)
Цель игры: формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Ход: Данный вариант игры возможен, если дети знакомы со звукобуквенным анализом. Используются крышечки трех основных цветов: красные – гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные. Ребенку предлагается слово, звуковую схему которого он накручивает на пенале, объясняя каждый звук.
7. И/у «Сколько слов в предложении», «Составь предложение по схеме».
Цель игры: развитие фонематического восприятия.
Ход: В данном упражнении всегда используются крышечки только одного цвета, в данном случае – белые. Педагог проговаривает предложение, детям предлагается определить количество слов в этом предложении и накрутить такое же количество крышечек на пенале. Особое внимание необходимо уделить союзам и предлогам, которые дети, как правило, не выделяют как самостоятельные слова. Второй вариант игры – детям предлагается пенал, с уже накрученной «схемой», необходимо придумать предложение, в котором количество слов будет совпадать с количеством накрученных крышечек на «схеме».
Варианты игр, которые здесь представлены, являются основой, базовой отправной точкой для работы. Они могут видоизменяться и дополняться, опираясь на возможности детей и поставленные педагогом задачи.